60000 документов |
БИБЛИОТЕКА
|
|
Все документы,
представленные в каталоге, не являются их официальным изданием и предназначены
исключительно для ознакомительных целей. Электронные копии этих документов могут распространяться без всяких
ограничений. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ГОСТ Р 22.1.10-2002 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Безопасность в чрезвычайных ситуациях МОНИТОРИНГ ХИМИЧЕСКИ ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ Общие требования
ГОССТАНДАРТ РОССИИ Москва
Предисловие 1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ВНИИ ГОЧС) МЧС РФ, доработан с участием рабочей группы специалистов Технического комитета по стандартизации ТК 71 «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций» ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 71 «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций» 2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 25 октября 2002 г. № 394-ст 3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ 4 Стандарт разработан в обеспечение реализации федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Безопасность в чрезвычайных ситуациях МОНИТОРИНГ ХИМИЧЕСКИ ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ Общие требования Safety in
emergencies. Monitoring of chemical dangerous objects. Дата введения 2003-07-01 1 Область примененияНастоящий стандарт устанавливает общие требования к организации мониторинга химически опасного объекта с целью предотвращения возникновения химической аварии, определения подготовленности аварийно-спасательных средств к ликвидации ее последствий и готовности средств и систем для защиты населения. Стандарт обязателен для организаций и предприятий, осуществляющих мониторинг стационарных химически опасных объектов, и для организаций, осуществляющих предупреждение, прогнозирование и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, вызванных химическими авариями на этих объектах. Стандарт не распространяется на подвижные химически опасные объекты. 2 Нормативные ссылкиВ настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты: ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны ГОСТ 17.2.4.02-81 Охрана природы. Атмосфера. Общие требования к методам определения загрязняющих веществ ГОСТ 22.0.05-97/ГОСТ Р 22.0.05-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения ГОСТ 22.0.07-97/ГОСТ Р 22.0.07-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Источники техногенных чрезвычайных ситуаций. Классификация и номенклатура поражающих факторов и параметров ГОСТ 22.1.01-97/ГОСТ Р 22.1.01-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование. Основные положения ГОСТ 22.1.02-97/ГОСТ Р 22.1.02-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование. Термины и определения ГОСТ 22.9.05-97/ГОСТ Р 22.9.05-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Комплексы средств индивидуальной защиты спасателей. Общие технические требования ГОСТ Р 8.589-2001 Государственная система измерений. Контроль загрязнения окружающей природной среды. Метрологическое обеспечение. Основные положения ГОСТ Р 22.0.02-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения ГОСТ Р 22.8.05-99 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Аварийно-спасательные работы по ликвидации последствий аварий на химически опасных объектах. Общие требования 3 ОпределенияВ настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями: 3.1 аварийно-химически опасное вещество, АХОВ: по ГОСТ 22.9.05; 3.2 химически опасный объект, ХОО: по ГОСТ 22.0.05; 3.3 мониторинг химически опасного объекта, мониторинг ХОО: Система регулярного наблюдения и контроля за состоянием систем безопасности химически опасного объекта, химической обстановкой на его территории и санитарно-защитной и/или охранной зоны, готовностью сил и средств соответствующих служб к ликвидации последствий химических аварий и защите населения; 3.4 химическая обстановка: Обстановка, сложившаяся в окружающей среде на определенной территории в результате нормальной эксплуатации оборудования на ХОО или техногенной аварии с АХОВ; 3.5 объект мониторинга: По ГОСТ 22.1.02; 3.6 наблюдение за окружающей средой: По ГОСТ 22.1.02; 3.7 контроль за окружающей средой: По ГОСТ 22.1.02; 3.8 аварийно-спасательные работы при ликвидации аварий на ХОО: По ГОСТ Р 22.8.05; 3.9 емкость: Аппараты, реакторы, баллоны, хранилища, трубопроводы, в которых размещаются аварийно-химически опасные вещества. 4 Основные положения4.1 Мониторинг химически опасного объекта является составной частью системы государственного мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций. 4.2 Мониторинг химически опасного объекта включает наблюдение и контроль за: параметрами технического состояния систем, определяющих безопасную работу с АХОВ; выбросами (сбросами) в атмосферу, гидросферу и литосферу АХОВ на территории химически опасного объекта, в санитарно-защитной и/или охранной зонах; состоянием емкостей, связанных с размещением АХОВ; своевременностью и качеством проведения регламентных, планово-предупредительных и других видов ремонтных работ с емкостями, в которых размещаются АХОВ; метеообстановкой, экстренными и долгосрочными сообщениями о состоянии окружающей природной среды и об аномальных явлениях в районе расположения ХОО; состоянием систем оповещения об аварии на ХОО и угрозе поражения населения; сетью наблюдения и лабораторного контроля за химической обстановкой, а также средствами химической разведки; средствами индивидуальной и коллективной защиты населения от АХОВ; техническими средствами, предназначенными для ликвидации последствий химических аварий на ХОО; подготовленностью личного состава органов управления и подразделений МЧС России, участвующих в ликвидации последствий химических аварий и защите населения, к действиям в случае аварии на ХОО. 4.3 Мониторинг ХОО осуществляется собственником или эксплуатирующей ХОО организацией и организациями, уполномоченными на проведение указанного мониторинга. 4.4 Методы прогнозирования последствий аварий на ХОО. Перечень исходных данных, правила оценки, алгоритмы прогноза и оценки достоверности, перечень выходных данных должны соответствовать требованиям ГОСТ 22.1.01. 4.5 Все требования, связанные с организацией, проведением и техническим обеспечением мониторинга, должны учитываться при проектировании ХОО, уточняться в ходе эксплуатации и заноситься в нормативную техническую документацию. 4.6 Разработка сценариев возникновения, развития чрезвычайных ситуаций, а также прогнозирование их последствий осуществляется организацией, проектирующей ХОО, и органами, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Организация, эксплуатирующая ХОО, при замене оборудования или изменении технологии работ с АХОВ должна уточнять результаты прогноза. 5 Общие требования к системе мониторинга химически опасных объектов5.1 Мониторинг ХОО осуществляется постоянно с установленной периодичностью в соответствии с программой наблюдений и ГОСТ 12.1.005, ГОСТ 17.2.4.02, ГОСТ Р 8.589. 5.2 Общие требования к системе мониторинга химически опасных объектов приведены в таблице 1. В случае необходимости эти параметры могут быть дополнены по усмотрению организации, проводящей мониторинг ХОО. Таблица 1
Ключевые слова: мониторинг, химически опасный объект; химическая обстановка, предупреждение и прогнозирование аварии; аварийно-химически опасное вещество
|
|
Copyright В© 2008-2024, |