60000 документов |
БИБЛИОТЕКА
|
|
Все документы,
представленные в каталоге, не являются их официальным изданием и предназначены
исключительно для ознакомительных целей. Электронные копии этих документов могут распространяться без всяких
ограничений. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПР 50.1.019-2000 ПРАВИЛА ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГОССТАНДАРТ РОССИИ Предисловие РАЗРАБОТАНЫ Всероссийским научно-исследовательским институтом классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) Госстандарта России, Главным межрегиональным центром обработки и распространения статистической информации (ГМЦ) Госкомстата России ВНЕСЕНЫ Научно-техническим управлением Госстандарта России ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 25 декабря 2000 г. № 409-ст ВЗАМЕН ПР 50-733-93 СОДЕРЖАНИЕ ПР 50.1.019-2000 ПРАВИЛА ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Дата введения 2001-04-01 1 Область примененияНастоящие основные положения определяют содержание работ по классификации и кодированию технико-экономической и социальной информации и унификации документации, проводимых в области создания и развития Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) и унифицированных систем документации (УСД) в Российской Федерации, категории классификаторов и унифицированных форм документов, стадии их разработки, порядок введения в действие и применения, методы классификации и кодирования информации и унификации документации, международное сотрудничество в этой области. Основные положения предназначены для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов, осуществляющих лицензирование, хозяйствующих субъектов, являющихся юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, действующими на территории Российской Федерации независимо от их формы собственности и организационно-правовой формы, при проведении работ по классификации и кодированию технико-экономической и социальной информации и унификации документации. Порядок разработки общероссийских классификаторов приведен в [1], а процесс их ведения - в [2]. 2 ОпределенияВ области ЕСКК и УСД применяются следующие термины с соответствующими определениями: 2.1 классификация: Разделение множества объектов на подмножества по их сходству или различию в соответствии с принятыми методами классификации. 2.2 объект классификации: Элемент классифицируемого множества. 2.3 признак классификации: Свойство или характеристика объекта классификации, по которому проводится классификация. 2.4 классификационная группировка: Подмножество объектов, полученное в результате классификации. 2.5 ступень классификации: Этап классификации при иерархическом методе классификации, результатом которого является совокупность классификационных группировок. 2.6 глубина классификации: Число ступеней классификации. 2.7 код: Знак (символ) или совокупность знаков (символов), принятых для обозначения классификационной группировки или объекта классификации. 2.8 кодирование: Присвоение кода классификационной группировке или объекту классификации. 2.9 алфавит кода: Система знаков (символов), принятых для образования кода. 2.10 иерархический метод классификации: Метод классификации, при котором заданное множество последовательно делится на подчиненные подмножества. 2.11 фасетный метод классификации: Метод классификации, при котором заданное множество объектов делится на подмножество независимо, по различным признакам классификации. 2.12 последовательный метод кодирования: Метод кодирования, при котором в кодовом обозначении знаки на каждой ступени деления зависят от результатов разбиения на предыдущих ступенях. 2.13 параллельный метод кодирования: Метод кодирования, при котором признаки классификации кодируются независимо друг от друга определенными разрядами или группой разрядов кодового обозначения. 2.14 порядковый метод кодирования: Метод кодирования, при котором кодовыми обозначениями служат числа натурального ряда. 2.15 серийно-порядковый метод кодирования: Метод кодирования, при котором кодовыми обозначениями служат числа натурального ряда с закреплением отдельных диапазонов (серий) этих чисел за объектами классификации с одинаковыми признаками. 2.16 классификатор технико-экономической и социальной информации (классификатор): Нормативный документ, представляющий систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок и (или) объектов классификации. 2.17 общероссийский классификатор (ОК): Классификатор, принятый Госстандартом России и обязательный для применения при межотраслевом обмене информацией. 2.18 отраслевой (ведомственный) классификатор: Классификатор, принятый федеральным органом исполнительной власти (министерством, ведомством), на который возложено выполнение определенных видов экономической деятельности, и не подлежащий применению при межотраслевом обмене информацией. 2.19 классификатор организации: Классификатор, принятый организацией, предприятием или их группами, занимающимися аналогичными видами экономической деятельности, применяемый только этими хозяйствующими субъектами. 2.20 международная классификация: Классификация, принятая международной организацией. 2.21 ведение классификатора: Поддержание классификатора в достоверном состоянии и информационное обслуживание заинтересованных юридических и физических лиц. 2.22 гармонизация классификаторов: Приведение данного классификатора в соответствие с классификатором, выбранным в качестве основы, установленными путями гармонизации. 2.23 переходной ключ: Таблица, устанавливающая соответствие каждой группировке или объекту классификации одного классификатора одной или нескольким группировкам или объектам классификации другого классификатора. 2.24 унифицированная форма документа, УФД: Созданная с использованием методов унификации документации совокупность реквизитов, установленных в соответствии с решаемыми в данном виде экономической деятельности задачами и расположенных в определенном порядке на носителе информации. 2.25 унифицированная система документации: Созданная с использованием методов унификации документации совокупность взаимоувязанных унифицированных форм документов, отвечающих единым требованиям и объединенных в зависимости от сферы их применения в общероссийские унифицированные системы документации, отраслевые (ведомственные) унифицированные системы документации, унифицированные системы документации организаций. 2.26 общероссийская унифицированная форма документа: Унифицированная форма документа, входящая в состав общероссийской унифицированной системы документации и обязательная для применения на всей территории Российской Федерации в определенном виде экономической деятельности. 2.27 отраслевая (ведомственная) унифицированная форма документа: Унифицированная форма документа, входящая в состав отраслевой (ведомственной) унифицированной системы документации и не предназначенная для межотраслевого применения. 2.28 унифицированная форма документа организации: Унифицированная форма документа, входящая в состав унифицированной системы документации организации и обязательная для применения только в данной организации (предприятии) или их группах, занимающихся аналогичными видами экономической деятельности. 3 Общие положения3.1 Создание и развитие ЕСКК в Российской Федерации осуществляются в соответствии с: Законом Российской Федерации «О стандартизации» от 10 июня 1993 г. № 5154-1; Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 121 «О мерах по реализации Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики»; Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. № 100 «Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции»; Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1995 г. № 1251 «О федеральной программе государственной поддержки местного самоуправления»; Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 г. № 1410 «О федеральной целевой программе «Реформирование статистики в 1997 - 2000 годах»; Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 1999 г. № 1212 «О развитии единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации». 3.2 ЕСКК представляет собой систему, включающую: общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (далее - общероссийские классификаторы); нормативные и методические документы, регламентирующие разработку, ведение и применение общероссийских классификаторов. Перечень общероссийских классификаторов и федеральных органов исполнительной власти, ответственных за их ведение, приведен в приложении А. 3.3 УСД состоят из совокупности взаимосвязанных унифицированных форм документов, обеспечивающих документированное представление данных в определенных видах экономической деятельности; средств их ведения; нормативных и методических документов по их разработке, ведению и применению. Перечень общероссийских унифицированных систем документации, включенных в Общероссийский классификатор управленческой документации, и федеральных органов исполнительной власти или иных организаций, ответственных за их ведение, приведен в приложении Б. 3.4 Объектами классификации и кодирования в ЕСКК являются технико-экономические и социальные объекты и их свойства, используемые в различных видах экономической деятельности при межотраслевом обмене информацией. 3.5 Работы по классификации и кодированию технико-экономической и социальной информации и унификации документации проводятся в различных видах экономической деятельности, включая статистику, налоговую, финансовую и правоохранительную деятельность, банковское дело, бухгалтерский учет, стандартизацию, сертификацию, производство продукции и предоставление услуг, таможенное дело, образование, транспорт, торговлю, внешнеэкономическую, лицензионную деятельность, и осуществляются с целью унификации и стандартизации информационного обеспечения процессов экономической деятельности. 3.6 Общероссийские классификаторы создаются федеральными органами исполнительной власти или соответствующими организациями (далее - учреждения, ответственные за разработку общероссийских классификаторов) по согласованию с Госстандартом России, Госкомстатом России и Минэкономразвития России в части основных видов технико-экономической и социальной информации, используемой при межотраслевом обмене. Могут создаваться отраслевые (ведомственные) классификаторы технико-экономической и социальной информации и классификаторы указанной информации, используемые группой организаций, занимающихся аналогичными видами деятельности, или одной организацией. На этапе принятия общероссийских классификаторов Госстандарт России совместно с учреждением, ответственным за разработку общероссийского классификатора, определяет федеральный орган исполнительной власти или организацию, ответственные за ведение общероссийских классификаторов (далее - учреждения, ответственные за ведение общероссийских классификаторов), а также организации, с которыми эти классификаторы должны быть согласованы в обязательном порядке. 3.7 Межотраслевую координацию работ по разработке, ведению и развитию ЕСКК осуществляют Госстандарт России и Всероссийский научно-исследовательский институт классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) Госстандарта России. Госстандарт России в соответствии с Законом Российской Федерации «О стандартизации» устанавливает порядок разработки, принятия, введения в действие, применения и ведения общероссийских классификаторов. 3.8 Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы, осуществляющие лицензирование, при создании информационных систем и ресурсов на федеральном и региональном уровнях управления и разработке правовых актов обеспечивают обязательное применение общероссийских классификаторов. Банку России и органам местного самоуправления рекомендуется обеспечить применение общероссийских классификаторов. 3.9 Федеральные органы исполнительной власти при разработке проектов правовых актов, связанных с созданием и ведением государственных информационных систем и ресурсов, согласовывают с Госкомстатом России эти проекты в части обязательного применения общероссийских классификаторов в целях обеспечения сопоставимости экономико-статистических данных о деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. 3.10 Госкомстат России и Госстандарт России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и учреждениями, ответственными за ведение общероссийских классификаторов, обеспечивают их автоматизированное ведение и предоставление в установленном порядке пользователям на всей территории Российской Федерации информации об общероссийских классификаторах и вносимых в них изменениях, записанных на машинных носителях, в том числе с использованием средств телекоммуникаций на базе информационно-вычислительной сети Госкомстата России. 3.11 Минюст России при осуществлении государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти учитывает требования об обязательном применении общероссийских классификаторов. 3.12 Госстандарт России принимает и обеспечивает официальное типографское издание общероссийских классификаторов и изменений к ним. 3.13 Минфин России при разработке проекта федерального бюджета на соответствующий год предусматривает выделение Госстандарту России средств на развитие ЕСКК. 4 Общие принципы функционирования Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информацииОбщими принципами функционирования ЕСКК и ведения работ, связанных с ее развитием, являются: учет социально-экономических изменений в стране; открытость и общедоступность ЕСКК для пользователей в той части, которая не содержит сведений, составляющих государственную тайну; автоматизация процесса обработки технико-экономической и социальной информации; обеспечение методического и организационного единства ЕСКК; комплексность ЕСКК, предусматривающая наиболее полный охват технико-экономической и социальной информации, используемой при межотраслевом обмене; постоянная актуализация технико-экономической и социальной информации; обязательность применения ЕСКК при формировании государственных информационных систем и ресурсов; совместимость ЕСКК, государственных информационных систем и ресурсов и их взаимодействие в едином информационном пространстве Российской Федерации на основе использования ЕСКК; гармонизация ЕСКК с международными и региональными классификаторами и стандартами. 5 Задачи Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации и унифицированных систем документации в Российской ФедерацииОсновными задачами ЕСКК и УСД являются: создание условий для формирования единого информационного пространства на территории Российской Федерации; систематизация информации по единым классификационным правилам и их использование при прогнозировании социально-экономического развития страны и ведении учета и отчетности; информационное обеспечение налогообложения, лицензирования, квотирования, операций с недвижимостью, социального страхования, финансового посредничества; содействие специализации и кооперированию в области производства продукции и оказания услуг; упорядочение стандартизации и сертификации выпускаемой продукции и оказываемых услуг; создание условий для унификации документации при осуществлении межотраслевого документооборота; обеспечение совместимости информационных систем и ресурсов; обеспечение межотраслевого обмена информационными ресурсами; гармонизация ЕСКК с международными и региональными классификациями и со стандартами. 6 Категории классификаторов и унифицированных форм документов6.1 В зависимости от области применения классификаторы подразделяются на следующие категории: общероссийские классификаторы; отраслевые (ведомственные) классификаторы; классификаторы организаций, предприятий или их групп, занимающихся аналогичными видами экономической деятельности (далее - классификаторы организаций). 6.2 Общероссийские классификаторы разрабатываются в целях обеспечения: сопоставимости данных в различных сферах и на различных уровнях экономической деятельности (межотраслевое применение); совместимости и взаимодействия государственных информационных систем и ресурсов; гармонизации с международными и региональными классификациями; информационной связи с действующими общероссийскими классификаторами; использования их в общероссийских унифицированных формах документов. 6.3 Отраслевые (ведомственные) классификаторы разрабатываются в целях включения в них информации, содержащейся в унифицированных отраслевых (ведомственных) формах документов, отсутствующей в общероссийских классификаторах или представляющей собой выборки из общероссийских классификаторов, в которых допускается перекодирование объектов классификации, дополнение отсутствующими в них объектами и (или) признаками классификации. 6.4 Классификаторы организаций разрабатываются в целях включения в них информации, содержащейся в унифицированных формах документов организаций, отсутствующей в общероссийских и (или) отраслевых (ведомственных) классификаторах либо представляющей собой выборки из общероссийских и (или) отраслевых (ведомственных) классификаторов, в которых допускается перекодирование объектов классификации, дополнение отсутствующими в них объектами и (или) признаками классификации. 6.5 Для проведения сопоставимости объектов классификации или их группировок из различных классификаторов могут создаваться и использоваться переходные ключи, которые следует рассматривать в качестве справочно-поискового аппарата. Переходные ключи могут разрабатываться между классификаторами, в которых по разным признакам классифицируются одни и те же объекты классификации; между классификаторами, имеющими взаимосвязанные объекты классификации и т.п. 6.6 Унифицированные системы документации и входящие в них унифицированные формы документов подразделяются на следующие категории: общероссийские; отраслевые (ведомственные); организаций, предприятий или их групп, занимающихся аналогичными видами экономической деятельности (далее - организаций). 6.7 Общероссийские унифицированные формы документов утверждаются федеральными органами исполнительной власти или другими организациями, ответственными за разработку общероссийских унифицированных систем документации, в состав которых входят данные унифицированные формы документов. 6.8 Отраслевые (ведомственные) унифицированные формы документов и унифицированные формы документов организаций разрабатываются на основе общероссийских унифицированных форм документов или во взаимосвязи с ними. 6.9 Отраслевые (ведомственные) унифицированные формы документов утверждаются федеральными органами исполнительной власти или другими организациями, ответственными за разработку отраслевых (ведомственных) унифицированных систем документации, в состав которых входят данные унифицированные формы документов. Формы этой категории включают наряду с реквизитами, содержащимися в общероссийских унифицированных формах документов, реквизиты, отражающие специфику конкретной отрасли (ведомства). 6.10 Унифицированные формы документов организаций утверждаются соответствующими организациями. Формы этой категории включают наряду с реквизитами, содержащимися в общероссийских и отраслевых (ведомственных) унифицированных формах документов, реквизиты, отражающие специфику конкретной организации. 7 Стадии разработки и ведения общероссийских классификаторов и унифицированных форм документов7.1 Для общероссийского классификатора установлены следующие стадии разработки и ведения: 1-я стадия - организация разработки общероссийского классификатора; 2-я стадия - разработка первой редакции проекта общероссийского классификатора и ее рассылка в заинтересованные организации; 3-я стадия - разработка окончательной редакции проекта общероссийского классификатора, ее обязательное согласование и представление для принятия; 4-стадия - принятие и государственная регистрация общероссийского классификатора; 5-я стадия - официальное издание общероссийского классификатора; 6-я стадия - ведение общероссийского классификатора. 7.2 Для общероссийской унифицированной формы документов установлены следующие стадии разработки и ведения: 1-я стадия - организация разработки общероссийской унифицированной формы документов; 2-я стадия - разработка первой редакции проекта общероссийской унифицированной формы документов; 3-я стадия - разработка окончательной редакции проекта общероссийской унифицированной формы документов; 4-я стадия - утверждение и регистрация общероссийской унифицированной формы документов; 5-я стадия - тиражирование бланков форм документов; 6-я стадия - ведение общероссийской унифицированной формы документов. 7.3 Порядок разработки, утверждения, введения в действие, издания, ведения и применения отраслевых (ведомственных) классификаторов и классификаторов организаций устанавливают соответственно утвердившие их федеральные органы исполнительной власти, министерства, ведомства и организации. 7.4 Порядок разработки, утверждения, введения в действие, тиражирования, ведения и применения отраслевых (ведомственных) унифицированных форм документов и унифицированных форм документов организаций устанавливают соответственно утвердившие их федеральные органы исполнительной власти, министерства, ведомства и организации. 8 Методы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации и унификации документации8.1 Основными методами классификации технико-экономической и социальной информации являются иерархический и фасетный. 8.2 Основными методами кодирования технико-экономической и социальной информации являются последовательный, параллельный, порядковый и серийно-порядковый. 8.3 Выбор методов классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации в каждом конкретном случае осуществляется разработчиком классификатора. 8.4 В зависимости от специфики информации и области применения классификаторов в них возможно применение различных сочетаний основных методов классификации и кодирования. 8.5 Для защиты кодов классификаторов и обеспечения достоверности информации на всех этапах информационного взаимодействия, а также контроля кодов классификаторов при их применении в классификаторы могут вводиться контрольные числа. Контрольное число проставляют после кода. Целесообразность применения контрольных чисел определяет разработчик классификатора. Контрольное число рассчитывается в соответствии с методикой, изложенной в приложении В. 8.6 Основными методами унификации документации являются методы содержательной и формальной унификации. К методам содержательной унификации относятся: установление ограничительных номенклатур действующих форм; создание типовых форм; построение единой модели документов для групп однородных задач (использование формуляра-образца); унификация и стандартизация реквизитов, используемых в формах. Методами формальной унификации являются: унификация структур документов; создание общих синтаксических правил построения документа; унификация методов контроля информации документа. 9 Регистрация классификаторов и унифицированных форм документов9.1 Принятые Госстандартом России общероссийские классификаторы подлежат государственной регистрации, осуществляемой ВНИИКИ Госстандарта России. 9.2 При государственной регистрации каждому общероссийскому классификатору присваивается обозначение, состоящее из обозначения его категории - «ОК», отделенного пробелом трехзначного регистрационного номера и отделенного тире года принятия общероссийского классификатора, записываемого четырьмя цифрами. Для общероссийского классификатора, построенного на основе полного аутентичного текста международного, регионального или межгосударственного классификатора или стандарта, а также гармонизированного с ними, указываются в скобках обозначения этих классификаторов или стандартов после обозначения категории общероссийского классификатора «ОК». Для общероссийского классификатора, построенного с учетом требований, отражающих потребности российской экономики, на основе международного, регионального или межгосударственного классификатора или стандарта их обозначения указываются в скобках после обозначения общероссийского классификатора. 9.3 При регистрации общероссийских классификаторов на каждый из них заводится дело общероссийского классификатора. 9.4 Порядок регистрации и обозначения отраслевых (ведомственных) классификаторов и классификаторов организаций устанавливают соответственно утвердившие их федеральные органы исполнительной власти, министерства, ведомства и организации. 9.5 Общероссийские унифицированные формы документов, утвержденные в установленном порядке, подлежат регистрации во ВНИИКИ Госстандарта России путем их включения в Общероссийский классификатор управленческой документации. 9.6 Порядок регистрации отраслевых (ведомственных) унифицированных форм документов и унифицированных форм документов организаций устанавливают соответственно утвердившие их федеральные органы исполнительной власти, министерства, ведомства или организации. 10 Ведение классификаторов и унифицированных форм документов10.1 Основными задачами ведения общероссийских классификаторов являются: научно-методическое и организационное обеспечение работ по ведению общероссийских классификаторов; поддержание общероссийских классификаторов в достоверном состоянии; информационное обслуживание заинтересованных юридических и физических лиц в части общероссийских классификаторов и вносимых в них изменений. 10.2 Ведение общероссийских классификаторов, их классов и (или) группировок, обеспечивают учреждения, ответственные за ведение этих классификаторов, их классов и (или) группировок, или определенные ими головные организации из числа организаций, как правило, находящихся в их ведении. 10.3 Поддержание общероссийских классификаторов в достоверном состоянии включает разработку, согласование, проведение экспертизы и утверждение изменений, вносимых в общероссийские классификаторы, их официальное издание, а также автоматизированное внесение изменений в машинные массивы общероссийских классификаторов. 10.4 Информационное обслуживание заинтересованных юридических и физических лиц в части общероссийских классификаторов и вносимых в них изменений обеспечивают Госстандарт России, Госкомстат России и другие учреждения, ответственные за ведение общероссийских классификаторов. 10.5 Порядок ведения отраслевых (ведомственных) классификаторов и классификаторов организаций определяют соответственно утвердившие их федеральные органы исполнительной власти, министерства, ведомства и организации. 10.6 Ведение общероссийских унифицированных систем документации включает внесение изменений во входящие в них общероссийские унифицированные формы документов, их замену и включение новых унифицированных форм документов, а также внесение изменений в ОКУД. 10.7 Ведение общероссийских унифицированных систем документации обеспечивают федеральные органы исполнительной власти и организации, ответственные за разработку этих систем документации. 10.8 Ведение отраслевых (ведомственных) унифицированных форм документов и унифицированных форм документов организаций обеспечивают соответственно утвердившие их федеральные органы исполнительной власти и организации. 10.9 Официальная информация о принятии, отмене, замене общероссийских классификаторов, внесенных в них изменениях, а также тексты этих изменений публикуются Госстандартом России в ежемесячно выпускаемом информационном указателе «Государственные стандарты». Перечень действующих на территории Российской Федерации общероссийских классификаторов публикуется Госстандартом России в ежегодно выпускаемом информационном указателе «Государственные стандарты». 11 Основные задачи, функции и принципы построения автоматизированного банка общероссийских классификаторов11.1 Автоматизированное ведение общероссийских классификаторов на базе информационно-вычислительной сети Госкомстата России осуществляется в рамках автоматизированного банка общероссийских классификаторов (АБК), предусматривающего возможность получения хозяйствующими субъектами актуальной информации по общероссийским классификаторам и изменениям к ним. 11.2 Основными задачами АБК являются: организация распределенной базы общероссийских классификаторов и поддержание ее в актуальном состоянии; создание условий для обозначения сопоставимости данных при межотраслевом и межрегиональном обмене информацией при внедрении общероссийских классификаторов; оперативное предоставление актуальной и достоверной информации по общероссийским классификаторам пользователям и в системы обработки данных, функционирующие на различных уровнях, в том числе в Единый Государственный регистр предприятий и организаций (ЕГРПО), целевые реестры (регистры) федеральных органов исполнительной власти; формирование единого информационного фонда нормативно-справочной информации в целях электронной обработки статистических данных с использованием классификаторов; рациональное распределение потоков информации (изменений к общероссийским классификаторам, запросов, ответов на запросы) на федеральном и региональном уровнях и уровне местного самоуправления; обеспечение эффективного информационного взаимодействия АБК с различными информационными системами федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; решение с использованием общероссийских классификаторов задач аналитического характера, включая получение сводно-группировочных таблиц статистических данных, и обеспечение информационно-справочного обслуживания пользователей в регламентном и диалоговом режимах. 11.3 АБК выполняет следующие функции: хранение, актуализацию и многократное использование базы общероссийских классификаторов; поиск и выдачу на видеотерминальные и печатающие устройства необходимых данных из базы общероссийских классификаторов в требуемой для пользователя форме; реализацию работы в пакетном и диалоговом режимах; формирование и запись на машинные носители данных об изменениях общероссийских классификаторов для актуализации нормативно-справочной информации, регистров и других баз данных; оказание различных информационных услуг по запросам хозяйствующих субъектов; обеспечение сохранности, целостности, контроля и защиты баз данных общероссийских классификаторов от несанкционированного доступа. 11.4 АБК построен на принципах распределенного банка данных, включающего АБК на федеральном и региональном уровнях и обеспечивающего распределение потоков информации и увязку территориальных банков в единую систему. АБК на федеральном уровне реализуется в Главном межрегиональном центре обработки и распространения статистической информации (ГМЦ) Госкомстата России, на региональном уровне - в территориальных органах Госкомстата России. 11.5 АБК на федеральном уровне, как и каждый территориальный банк в отдельности, представляет собой информационно-справочную систему, предназначенную для хранения и обеспечения актуальности информации по общероссийским классификаторам и изменениям к ним и предоставления этой информации хозяйствующим субъектам. 11.6 Информация по общероссийским классификаторам и изменениям к ним в АБК представляется ВНИИКИ Госстандарта России на бумажном и машинном носителях на основе принятых Госстандартом России общероссийских классификаторах и утвержденных ВНИИКИ Госстандарта России изменениях к ним. Информация по общероссийским классификаторам и изменениям к ним представляется во ВНИИКИ Госстандарта России (кроме общероссийских классификаторов, закрепленных за Госстандартом России) на бумажном, и машинном носителях учреждениями, ответственными за разработку и за ведение общероссийских классификаторов. ГМЦ Госкомстата России представляет во ВНИИКИ Госстандарта России общероссийские классификаторы и изменения к ним только на бумажном носителе. 12 Введение в действие общероссийских классификаторов и унифицированных форм документов12.1 На этапе принятия Госстандартом России общероссийского классификатора устанавливается дата введения его в действие, исходя из необходимости сбора тиража, издания общероссийского классификатора и подготовки хозяйствующих субъектов к применению общероссийского классификатора. 12.2 При утверждении общероссийских унифицированных форм документов федеральными органами исполнительной власти и организациями, ответственными за их разработку, устанавливается дата введения их в действие с учетом необходимости регистрации и тиражирования форм документов, подготовки хозяйствующих субъектов к внедрению общероссийских унифицированных форм документов. 13 Основные положения по применению общероссийских классификаторов13.1 Общероссийские классификаторы подлежат применению в различных видах экономической деятельности, включая статистику, финансовую деятельность, налоговую и лицензионную деятельность, банковское дело, бухгалтерский учет, образование, стандартизацию, сертификацию, производство продукции и оказание услуг, таможенное дело, транспорт, торговлю, внешнеэкономическую, правоохранительную деятельности, для обеспечения информационной совместимости федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и ресурсов за счет стандартизации представления объектов технико-экономической и социальной информации в указанных видах экономической деятельности. 13.2 Использование общероссийских классификаторов при разработке правовых актов, а также при создании информационных систем и ресурсов осуществляется путем: прямого применения общероссийских классификаторов (выборок позиций из общероссийских классификаторов) без изменения принятых кодов и наименований позиций; включения в общероссийские классификаторы (выборки позиций из общероссийских классификаторов) дополнительных объектов классификации и классификационных признаков, не нарушающих коды и наименования позиций общероссийских классификаторов и предусмотренных в них резервных позиций. 13.3 Присвоение кодов по общероссийским классификаторам хозяйствующим субъектам осуществляют органы государственной статистики при их учете и идентификации в составе Единого государственного регистра предприятий и организаций. В других случаях присвоение кодов объектам классификации по общероссийским классификаторам хозяйствующие субъекты осуществляют самостоятельно путем их отнесения к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора и несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за неправильное их присвоение и применение. 13.4 При межотраслевом обмене информацией, создании информационных систем и ресурсов не допускается применение отраслевых (ведомственных) классификаторов технико-экономической и социальной информации и классификаторов организаций для объектов классификации, установленных в общероссийских классификаторах, а также резервных кодов общероссийских классификаторов. 14 Международное сотрудничество в области Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации и унифицированных систем документации14.1 Международное сотрудничество по классификации и кодированию технико-экономической и социальной информации и унификации документации осуществляется по линии международных организаций, занимающихся указанными вопросами, а также на двухсторонней и многосторонней основах с соответствующими организациями других стран. 14.2 Международное сотрудничество в области ЕСКК и УСД осуществляется в таких международных организациях, как ООН, ИСО, МОТ, ЮНЕСКО, ЕЭК, Евростат и других. В рамках ИСО оно осуществляется техническим комитетом по стандартизации ТК 257 «Документы и информация в управлении, торговле, промышленности и банковском деле» во взаимосвязи с техническими комитетами ИСО/ТК 154 «Документы и информационные элементы в управлении, торговле и промышленности» и ИСО/ТК 68 «Банковское дело и соответствующие финансовые службы». 14.3 Международное сотрудничество по линии международных организаций заключается в участии в разработке международных классификаций и стандартов, подготовке замечаний и предложений по проектам международных классификаций и стандартов. 14.4 Проведение работ по классификации и кодированию в странах-членах СНГ осуществляется в соответствии с Соглашением этих стран о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации. Выработку согласованных решений, координацию работ и определение основных направлений деятельности на межправительственном уровне осуществляет Межгосударственный Совет по стандартизации, метрологии и сертификации. 14.5 Использование международных и региональных классификаций осуществляется на основе гармонизации с ними разрабатываемых общероссийских классификаторов путем: прямого применения международных и региональных классификаций без изменения принятых в них кодов и наименований; включения в них дополнений, отражающих специфику российской экономики, не нарушающих коды и наименования позиций международных и региональных классификаций и предусмотренных в них резервных позиций, если иное не предусмотрено в международной и региональной классификации. 14.6 Двухстороннее или многостороннее сотрудничество по вопросам классификации, кодирования и унификации документации включает работы по гармонизации национальных классификаторов стран-партнеров и систем их ведения, совместную разработку классификаторов, нормативных документов, проведение взаимных консультаций, обмен опытом и информацией. ПРИЛОЖЕНИЕ А(обязательное) Перечень общероссийских классификаторов
Примечание - Порядок расположения общероссийских классификаторов соответствует последовательности их государственной регистрации. ПРИЛОЖЕНИЕ Б(обязательное) Перечень общероссийских унифицированных систем документации, включенных в Общероссийский классификатор управленческой документации
ПРИЛОЖЕНИЕ В(обязательное) Методика расчета контрольного числаКонтрольное число рассчитывается следующим образом: 1 Каждому разряду кода общероссийского классификатора, начиная со старшего разряда, присваивается набор весов, соответствующий натуральному ряду чисел от 1 до 10. Если разрядность кода больше 10, то набор весов повторяется. 2 Каждая цифра кода умножается на вес разряда и вычисляется сумма полученных произведений. 3 Контрольное число для каждого кода представляет собой остаток от деления полученной суммы на модуль «11». 4 Контрольное число должно иметь один разряд, значение которого находится в пределах от 0 до 9. Если получается остаток, равный 10, то для обеспечения одноразрядного контрольного числа необходимо провести повторный расчет, применяя вторую последовательность весов, сдвинутую на два разряда влево. Если в случае повторного расчета остаток от деления вновь сохраняется равным 10, то значение контрольного числа проставляется равным «0». Пример расчета контрольного числа. Код 5 6 3 9 2 1 Вес разрядов 1 2 3 4 5 6 Сумма произведений, полученная путем умножения каждой цифры кода на вес разряда равна 5 × 1 + 6 × 2 + 3 × 3 + 9 × 4 + 2 × 5 + 1 × 6 = 78. Остаток от деления полученной суммы на модуль «11» равен 1 78 : 11 = 7 (1). Контрольное число для данного кода равно 1. ПРИЛОЖЕНИЕ Г(справочное) Библиография[1] ПР 50.1.020-2000 Порядок разработки общероссийских классификаторов [2] ПР 50.1.021-2000 Положение о ведении общероссийских классификаторов на базе информационно-вычислительной сети Госкомстата России Ключевые слова: общероссийские классификаторы, разработка классификатора, принятие классификатора, издание классификатора |
|
|
|
Copyright В© 2008-2024, |