60000 документов |
БИБЛИОТЕКА
|
|
Все документы,
представленные в каталоге, не являются их официальным изданием и предназначены
исключительно для ознакомительных целей. Электронные копии этих документов могут распространяться без всяких
ограничений. | |||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||
Нарушения требований безопасности при производстве строительно-монтажных работ стали причиной аварий башенного и пневмоколесного кранов Н.А.
Шишков Содержание
Безопасность производства строительно-монтажных работ кранами обеспечивается строгим выполнением работодателями, специалистами и обслуживающим краны персоналом требований правил безопасности, должностных и производственных инструкций, проектов производства работ кранами (ППРк) и других нормативных документов. Невыполнение установленных требований безопасности при производстве работ кранами может привести к авариям с тяжелыми последствиями. ПРОИСШЕСТВИЕВ ООО "Горизонт" на строительной площадке семиэтажного административного здания для выполнения строительно-монтажных работ был установлен башенный кран КБ-403А. 25 мая 2005 г. согласно указанию начальника строительного участка машинист-крановщик башенного крана КБ-403А производил работы по подаче раствора каменщикам на пятую блок-секцию здания. В начале рабочей смены на строительный объект порожняком прибыл автомобиль КамАЗ (согласно поданной заявке) для перевозки трактора (бульдозера) на другой объект. Водитель автомобиля не доложил начальнику строительного участка о прибытии. В 10 часов тракторист (бульдозерист) попросил машиниста башенного крана погрузить трактор (массой 7 т) в кузов прибывшего автомобиля КамАЗ. Строповку трактора производил тракторист. По команде тракториста машинист башенного крана начал осуществлять подъем трактора. При подъеме трактора на высоту 3,5 м и вылете стрелы 24 м, что соответствовало паспортной грузоподъемности крана 4,2 т, ограничитель грузоподъемности крана не сработал. Машинист крана почувствовал, что башенный кран начал падать в сторону груза. Машинист крана произвел экстренное опускание груза, но кран продолжал падать и первой секцией башни лег на строительные конструкции строящегося объекта (перехода от пятой блок-секции к центру бытовых услуг). При этом стрела башенного крана, оборвав провода уличного освещения и трамвайные контактные провода, разбив несколько шпал, перегородив трамвайные пути, застыла неподвижно, углубившись в землю на 250 мм на трамвайных путях проспекта (рис. 1). В результате падения крана оголовок стрелы, секции стрелы и башни частично деформированы, одна из стяжек флюгера портала порвана, рельс подкранового пути в районе нахождения правой передней ходовой тележки лопнул. Ось задней (левой) ходовой тележки сломана (рис.2). Рис. 1. Место аварии башенного крана КБ-403А: 1 - стрела; 2 - здание Расследованием аварии установлено: • башенным краном производился подъем груза массой, превышающей паспортную грузоподъемность крана на 60 %; • ограничитель грузоподъемности - прибор, отключающий механизм подъема крана при превышении установленной грузоподъемности, находился в неисправном состоянии; • строповку груза производил тракторист, не обученный в качестве стропальщика; • в ППРк не предусмотрены работы по подъему и перемещению трактора башенным краном. Рис. 2. Башенный кран КБ-403А после аварии Нарушены требования следующих законодательных и других нормативных правовых актов. Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов. ПБ 10-382-00,утв. постановлением Госгортехнадзора России от 31.12.99 № 98 2.12.7. Краны стрелового типа (кроме консольных) должны быть оборудованы ограничителем грузоподъемности (грузового момента), автоматически отключающим механизмы подъема груза и изменения вылета в случае подъема груза, масса которого превышает грузоподъемность для данного вылета более чем на: • 15 % - для башенных (с грузовым моментом до 20 т/м включительно) и портальных кранов; • 10 % - для остальных кранов. У кранов, имеющих две или более грузовые характеристики, ограничитель должен иметь устройство для переключения его на выбранную характеристику. 9.5.18. Для безопасного выполнения работ по перемещению грузов кранами их владелец и производитель работ обязаны обеспечить соблюдение следующих требований: д) строительно-монтажные работы должны выполняться по проекту производства работ кранами (ППРк), в котором должны предусматриваться: • соответствие устанавливаемых кранов условиям строительно-монтажных работ по грузоподъемности, высоте подъема и вылету (грузовая характеристика крана); • обеспечение безопасных расстояний от сетей и воздушных линий электропередачи, мест движения городского транспорта и пешеходов, а также безопасных расстояний приближения кранов к строениям и местам складирования строительных деталей и материалов; • условия установки и работы кранов вблизи откосов котлованов; • условия безопасной работы нескольких кранов на одном пути и на параллельных путях; • перечень применяемых грузозахватных приспособлений и графическое изображение (схема) строповки грузов; • места и габариты складирования грузов, подъездные пути и т. д.; • мероприятия по безопасному производству работ с учетом конкретных условий на участке, где установлен кран (ограждение строительной площадки, монтажной зоны и т. п.)... 9.5.19. Работа крана не допускается: м) при отключенных или неисправных приборах безопасности и тормозах. Типовая инструкция для инженерно-технических работников, ответственных за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии. СРД 10-30-93,утв. постановлением Госгортехнадзора России от 26.07.93 № 27, с изменением № 1 (РДИ 10-395 (30)-00), утв. Постановлением Госгортехнадзора России от 28.12.00 № 70 2.8. При осмотре приборов безопасности инженерно-технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, обязан проверить: 3) действие ограничителя грузоподъемности контрольным грузом. При этом он должен автоматически отключать механизмы подъема груза и изменения вылета в случае подъема груза, масса которого превышает нормальную грузоподъемность стрелового крана более чем на 10 % (для башенных кранов с грузовым моментом до 20 т/м и портальных кранов - более чем на 15 %, для кранов мостового типа - более чем на 25 %). Результаты проверки ограничителя должны быть отражены в журнале периодических осмотров грузоподъемной машины. Типовая
инструкция для крановщиков (машинистов) по безопасной эксплуатации |
|
|
|
Copyright В© 2008-2024, |