60000 документов |
БИБЛИОТЕКА
|
|
Все документы,
представленные в каталоге, не являются их официальным изданием и предназначены
исключительно для ознакомительных целей. Электронные копии этих документов могут распространяться без всяких
ограничений. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Нарушения правил охраны труда и промышленной безопасности при эксплуатации грузоподъемных кранов Н.А. Шишков, эксперт по подъемным сооружениям Ростехнадзора Практика эксплуатации автомобильных кранов показывает, что аварии при их работе и несчастные случаи происходят там, где не соблюдаются федеральные законы РФ, правила и другие нормативные документы по охране труда и промышленной безопасности, не организован или неудовлетворительно осуществляется производственный контроль за соблюдением требований безопасности при работе кранов на опасных производственных объектах. Аварийные ситуации возникают по причине неисправности или отказов механизмов и приборов безопасности, разрушений деталей и металлоконструкций, а также в результате нарушения инструкций по охране труда персоналом, обслуживающим краны, несоблюдения нормативных или эксплуатационных документов. ПРОИСШЕСТВИЕВ ОАО "Пензаводмелиорация" 16 февраля 2006 г. для погрузки и перевозки частей разобранного экскаватора ЭО10011 из карьера по разработке глины для кирпичного завода были привлечены автомобильный кран КС-3577-3 (грузоподъемностью 14 т) и автомашина КамАЗ с полуприцепом. Основные части разобранного экскаватора - ходовая часть, лебедочная муфта, стрела с ковшом, узел подъема экскаватора и другие детали - находились на площадке карьера. Автомобильный кран КС-3577-3 был установлен рядом с разобранным экскаватором таким образом, что при зацепке (строповке) груза платформа крана должна поворачиваться относительно продольной оси крана примерно на 90° влево. Машинист автокрана С., осмотрев груз и место производства работ, несмотря на отсутствие схемы строповки, попросил находившихся рядом газорезчиков помочь застропить части экскаватора для погрузки, так как стропальщика не было. После погрузки одного узла в полуприцеп КамАЗа газорезчики застропили лебедочную муфту экскаватора (массой 8,3 т). При данной грузовой характеристике перегруза автокрана не было. Уверенный в исправном состоянии крана и в том, что в зоне действия крана нет людей, но не убедившись в этом, машинист крана приступил к подъему груза. Во время подъема лебедочной муфты экскаватора произошел излом по всему периметру неподвижной секции стрелы коробчатого типа на расстоянии 400 мм от оси крепления, при этом стрела стала падать с разворотом в левую сторону на 45° в сторону кабины автокрана. В соединении поворотной платформы крана и проушины штока гидроцилиндра подъема стрелы образовался сплошной разрыв. Вследствие разворота стрелы зона ее возможного падения увеличилась. Услышав треск и увидев падение стрелы, находившиеся на месте погрузочных работ рабочие побежали в сторону от падающей стрелы. Но ее оголовок задел газорезчика Н., находившегося возле газорезательного оборудования, и травмировал его. При падении стрела также деформировала кабину машиниста автокрана (рисунок). На прибывшем автомобиле скорой помощи пострадавший Н. был доставлен в Сердобскую центральную районную больницу, где от полученных травм скончался. В ходе расследования несчастного случая на производстве установлено, что автомобильный кран КС-3577-3 изготовлен в 1990 г. на Ивановском крановом заводе. Владелец автокрана - ООО "Мелиоводстрой", в соответствии с договором аренды кран арендован Сердобским филиалом ОАО "Пензаводмелиорация". Кран в Управлении Ростехнадзора по Пензенской области не зарегистрирован. Технический паспорт автокрана отсутствует. Автомобильный кран отработал нормативный срок службы - 13 лет. Экспертное обследование (диагностирование), включая полное техническое освидетельствование, специализированной организацией не проводилось. Место аварии автомобильного крана КС-3577-3 В соответствии с заключением экспертизы ООО Пензенского регионального научно-технического центра по сварочному производству и промышленной безопасности ООО "НТЦ Сура" разрушению стрелы крана КС-3577-3 предшествовала длительная эксплуатация, в процессе которой на ней образовались трещины. Ремонтные работы по устранению дефектов проводились с многочисленными нарушениями правил: - не проведены все необходимые и предписанные правилами операции по устранению трещин; - технология выполнения сварочных работ была грубо нарушена; - для ремонта металлоконструкций был выбран материал, не удовлетворяющий требованиям прочности и не рекомендованный к использованию в ответственных сварных конструкциях грузоподъемных кранов и эксплуатации в данной климатической зоне и др. Расследованием аварии также установлено, что в ОАО "Пензаводмелиорация" отсутствует производственный контроль за соблюдением требований безопасности на опасном производственном объекте: - допущена эксплуатация автомобильного крана, отработавшего нормативный срок службы, не зарегистрированного в территориальных органах Ростехнадзора; - неудовлетворительная организация производства погрузочных работ, выразившаяся в нахождении людей в опасной зоне работы крана; - на участке работ крана отсутствуют технические карты погрузки деталей экскаватора на автомашину и схемы строповки груза; - к строповке груза допущены не подготовленные в качестве стропальщиков и не обученные по охране труда рабочие-газорезчики; - на участке производства работ не было назначено лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами. Нарушены требования следующих законодательных и нормативных правовых актов.
Выводы Авария автомобильного крана КС-3577-3 стала возможной по причине несоблюдения руководителями, специалистами и обслуживающим кран персоналом ОАО "Пензаводмелиорация" Федерального закона от 21.07.97 № 116-ФЗ, правил, инструкций и других нормативных документов по охране труда и промышленной безопасности. 1. В ОАО "Пензаводмелиорация" не было разработано положение о производственном контроле, не назначена служба производственного контроля, производственный контроль не проводился. 2. Допущена эксплуатация грузоподъемного крана, незарегистрированного в территориальных органах Госгортехнадзора, отработавшего нормативный срок службы, без проведения экспертного обследования специализированной организацией и получения разрешения на пуск его в работу от территориальных органов Госгортехнадзора. 3. Эксплуатирующая организация ОАО "Пензаводмелиорация" не обеспечила содержание грузоподъемного крана в исправном состоянии. Ремонтные работы по устранению дефектов (трещин) в конструкции стрелы крана, образовавшихся в процессе длительной эксплуатации, проводились с нарушениями технологии сварочных работ. Для ремонта металлоконструкций был выбран материал, не удовлетворяющий требованиям прочности и не рекомендованный к использованию в ответственных сварных конструкциях грузоподъемных кранов и эксплуатации в данной климатической зоне. 4. На участке производства работ не было назначено лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, в результате чего были допущены нарушения обслуживающим персоналом (крановщиком) Типовой инструкции РД 10-74-94. Для производства работ по погрузке узлов разобранного экскаватора на автомашину не назначены стропальщики, При отсутствии стропальщика крановщик должен прекратить работу, но вместо этого он сам привлек к строповке груза лиц, не имеющих прав стропальщика. (Журнал «Справочник специалиста по охране труда» № 3 2007 г.)
|
|
|
|
Copyright В© 2008-2024, |