|
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА СССР
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
СОЮЗДОРНИИ
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ ВНВ В МОНОЛИТНОМ ДОРОЖНОМ БЕТОНЕ
Утверждены зам. директора Союздорнии
канд. техн. наук В.М. Юмашевым
Одобрены решением научно-технического
совета Минтрансстроя СССР от 19.06.89
Москва 1990
Даны рекомендации подопытному
строительству монолитных, покрытий и оснований автомобильных дорог из бетона на
вяжущем низкой водопотребностй (ВНВ), позволяющем экономить портландцемент.
Приведены краткие сведения о ВНВ, об
особенностях подбора состава бетона с ВНВ и его использования.
Государственный всесоюзный дорожный научно-исследовательский институт, 1990.
Содержание
"Методические рекомендации по
применению ВНВ в монолитном дорожном
бетоне" разработаны в
Союздорнии на обнове обобщения проведенных в 19884-1989 гг. исследований и с
учетом данных, полученных другими организациями.
В исследованиях были использованы образцы
портландцемента Белгородского и Коркинского цементных заводов и вяжущего низкой
водопотребности (ВНВ), приготовленного на их основе в ЦНИИСе, а также на
опытно-промышленной установке треста "Куйбышевдорстрой" Минтрансстроя
СССР.
Исследования показали, что применение в
дорожном бетоне ВНВ вместо портландцемента позволяет экономить до 30%
последнего.
При составлении Методических рекомендаций
учитывали особенности строительства и эксплуатации дорожных покрытий и
оснований из монолитного бетона, приготовленного с использованием ВНВ.
Настоящие Методические рекомендации предназначены для опытного строительства,
научно-методическое руководство, которым осуществляет Союздорнии.
Методические рекомендации разработали
кандидаты технических наук С.В. Эккель, Э.Р. Пинус и инж. И.Ф. Шамбур при
участии канд. техн. наук А.М. Шейнина.
Отзывы о данной работе просьба направлять
по адресу: 143900, Московская обл., г. Балашиха-6, ш. Энтузиастов, 79,
Союздорнии.
I. Общие
положения
1.1. "Методические рекомендации по
применению ВИВ в монолитном дорожном бетоне" предназначены для опытного
строительства покрытий и оснований автомобильных дорог, а также других
конструкций.
1.2. Вяжущее низкой водопотребности (ВНВ)
получают на цементных заводах или непосредственно в строительной организации на
помольных установках. Технология приготовления ВНВ в общем случае
предусматривает совместный помол товарного портландцемента и строительного
песка при одновременном введении сухой (порошкообразной) добавки -
суперпластификатора С-3. Свойства ВНВ должны отвечать требованиям, приведенным
в настоящих Методических рекомендациях.
В зависимости от содержания
портландцемента в ВНВ различают следующие его марки: ВНВ-100, ВНВ-50 и т.д.
Количество сухого Суперпластификатора
С-3, вводимого при помоле, составляет, как правило, 2-3% массы портландцемента.
1.3. Свойства заполнителя, воды и
химических добавок, используемых для приготовления дорожного бетона на ВНВ,
должны отвечать требованиям ГОСТ 7473-85, ГОСТ 10268-80, ГОСТ
26633-85, ГОСТ 23732-79, ГОСТ
24211-80 к материалам для бетона покрытий и оснований автомобильных дорог.
Технология приготовления и укладки
монолитного дорожного бетона с ВНВ должна соответствовать СНиП
3.06.03-85.
1.4. Замена портландцемента на ВНВ-100
приводит к повышению прочности бетона на сжатие на 20-30%, а на ВНВ-50 - к
снижению ее на такую же величину. В то же время прочность бетона на растяжение
при изгибе при введении ВНВ-100 взамен исходного портландцемента, как правило,
не изменяется, а при введении ВНВ-50 снижается на 30-40%.
Эта особенность бетона на ВНВ объясняется
более высокими по сравнению с обычно рекомендуемыми дозировками
суперпластификатора С-3.
1.5. Экономический эффект от применения
бетона на ВНВ определяют с учетом конкретных условий опытного строительства.
При этом следует учитывать, что использование ВНВ позволяет сократить расход
портландцемента примерно на 30% и что из-за высокой стоимости сухого
суперпластификатора С-3 и затрат на дополнительный помол компонентов ВНВ,
стоимость ВНВ-50 приблизительно в 1,5 раза выше стоимости исходного
портландцемента, а ВНВ-100 - в 2 раза.
2.1. Величина удельной поверхности ВНВ
должна составлять не менее 4500 см2/г (по прибору типа ПСХ-2).
2.2. Начало схватывания ВНВ,
предназначенного для использования в монолитном дорожном бетоне, должно
наступать не ранее чем через 2ч (по ГОСТ
310.3-76).
Объем образцов ВНВ должен изменяться
равномерно при кипячении в воде (по ГОСТ
310.3-76).
Для получения ВНВ в качестве исходного
следует использовать портландцемент, предназначенный для приготовления бетона
покрытий автомобильных дорог по ГОСТ 10178-85.
Строительный песок, используемый при
получении ВНВ, должен отвечать требованиям ГОСТ 10268-80. Допустимая влажность
песка - не выше 2%.
2.5. Показатель нормальной густоты ВНВ не
должен превышать 0,21.
2.6. Активность ВНВ
следует определять в бетоне с учетом влияния на прочность условий твердения,
водовяжущего отношения, объема вовлеченного в бетонную смесь воздуха.
3.1. Бетонная смесь и бетон на ВНВ должны
отвечать требованиям ГОСТ 7473-85, ГОСТ 26633-85,
СНиП 3.06.03-85 и СНиП 2.05.02-85.
3.2. Принципы проектирования и подбора
составов дорожного бетона на ВНВ в основном такие же, как и бетона на
стандартном портландцементе, со следующими дополнениями:
активность ВНВ необходимо устанавливать
согласно п.2.6
настоящих Методических рекомендаций; при отсутствии необходимых данных для
предварительного определения водовяжущего Отношения бетона на ВНВ,
приготовленного на основе исходного портландцемента марки 400, можно принять,
что ВНВ-100 соответствует по прочности (активности) портландцементу марки 500,
а ВНВ-50 - марки 300. Если в качестве исходного использован портландцемент
марки 500, то можно принять, что BHB-100 соответствует по активности
портландцементу марки 600, а ВНВ-50 - марки 400;
при подборе состава, бетона следует
определять плотность зерен ВНВ-50 расчетом или с помощью пикнометра.
3.3. При введении ВНВ вместо
портландцемента свойства бетонных смесей определяются известными
закономерностями, характерными для смесей с повышенным по сравнению с обычным
содержанием суперпластификатора.
Введение сухого суперпластификатора С-3
на стадии домола портландцемента при получении ВНВ эквивалентно по
пластифицирующему эффекту введению такого же количества жидкого
суперпластификатора (по ТУ 6-14-625-80 "Разжижитель С-3") в бетонную
смесь и с водой затворения.
3.4. При подборе составов дорожного
бетона на ВНВ следует помимо прочности определять его морозостойкость по
сравнению с равнопрочным бетоном на портландцементе. Чтобы получить одинаковую
морозостойкость таких бетонов, необходимо снизить водовяжущее отношение в
бетонной смеси, приготовленной с использованием ВНВ, причем в смеси на ВНВ-50
это отношение не должно превышать 0,30, на ВНВ-100 - 0,45.
4.1. Контроль свойств бетонной смеси,
приготовленной с использованием ВНВ, и полученного из этой смеси бетона
монолитных покрытий и оснований, автомобильных дорог осуществляется в
соответствии с действующими нормативно-техническими документами и предлагаемыми
дополнениями.
4.2. Сравнительные испытания на
морозостойкость дорожных бетонов, приготовленных на ВНВ и на портландцементе в
соответствии с п. 3.4. настоящих Методических рекомендаций, необходимо
продолжать, не ограничиваясь проектным числом циклов замораживания-оттаивания,
до разрушения образцов.
4.3. Приемка партии ВИВ, изготовленной на цементном
заводе, должна производиться по ГОСТ 22236-85.
При приготовлении ВНВ в условиях
строительства следует определять удельную поверхность вяжущего, сроки
схватывания, равномерность изменения объема и показатель нормальной густоты.
Во всех случаях следует устанавливать
активность ВНВ по п.2.6
настоящих Методических рекомендаций.
5.1. При работе с бетоном на ВНВ следует
соблюдать такие же правила техники безопасности, как и при работе с бетоном на
портландцементе с использованием суперпластификатора.