60000 документов |
БИБЛИОТЕКА
|
|
Все документы,
представленные в каталоге, не являются их официальным изданием и предназначены
исключительно для ознакомительных целей. Электронные копии этих документов могут распространяться без всяких
ограничений. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО Федеральное государственное унитарное предприятие «Информационный центр по автомобильным дорогам» АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ НОВОСТИ В ДОРОЖНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ Тематическая подборка Москва 2005 В тематическую подборку «Новости в дорожном строительстве» включена научно-техническая литература, поступившая в фонд Информавтодора в 2005 году.
Перечень действующих руководящих, нормативных и рекомендательных документов в дорожном хозяйстве (по состоянию на 01.01.2006 г.) / ФГУП "ИНФОРМАВТОДОР" Росавтодора Минтранса России. - М., 2005. - 322 с. Настоящий Перечень разработан ФГУП «ИНФОРМАВТОДОР» в рамках Государственного заказа Федерального дорожного агентства (Росавтодора) Минтранса России на 2005 г. и содержит информацию о документах, необходимых для работников дорожной отрасли, осуществляющих руководство и управление, проектирование, строительство новых, реконструкцию, ремонт и содержание существующих автомобильных дорог; изготовление строительных конструкций, изделий и материалов, надзор и контроль качества проектирования и строительства, а также информацию о нормативных и методических документах, регламентирующих деятельность дорожно-транспортного комплекса в системе Росавтодора. В Перечень включены: - законодательные документы Российской Федерации; - строительные нормы и правила (СНиП); - межгосударственные стандарты (ГОСТ); - национальные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р); - нормативные и методические документы системы Росавтодора (ОСТ, ВСН, ОДН, ОДМ и др.); - своды правил (СП); - руководящие документы (РДС); - нормативные и методические документы, утвержденные Госстроем СССР, Госстроем РСФСР, Госстроем России и их подразделениями (РСН, СН и др.); - сметные нормативные документы (ГЭСН, ФНР, ТЕР и др.); - некоторые территориальные строительные нормы (ТСН). Приведены также наименования некоторых документов органов государственного надзора в области строительства, межотраслевые и ведомственные документы. Настоящее издание Перечня дополнено новыми нормативными и методическими документами, введенными в действие с конца 2003 г. по декабрь 2005 г. или принятыми ранее, но по ряду причин не включенными в предыдущее издание. Исключены документы, утратившие силу, уточнены наименования и обозначения в соответствии с тематической направленностью разделов. Стандарты в разделе 4 «Национальные стандарты» размещены по разделам, классам и группам в соответствии с Общероссийским классификатором стандартов (ОКС). Внутри кодов обозначения стандартов расположены по порядку возрастания. Стандарты, имеющие изменения, информация о которых приведена в указателе «Национальные стандарты», обозначены одной звездочкой (*). Двумя звездочками обозначены стандарты, замененные или отмененные в частях. В графе «для отметок» указываются номер изменения, номер и год издания информационного указателя, в котором оно опубликовано. Документы, включенные в настоящий Перечень, являются составной частью Отраслевого справочно-информационного фонда Информавтодора и являются его основой. Отдельно представлен Перечень документов, утративших силу за период 2002 - 2005 гг. Строительство и реконструкция автомобильных дорог: Справочная энциклопедия дорожника (СЭД). Т. I / А.П. Васильев, Б.С. Марышев, В.В. Силкин и др.; Под ред. А.П. Васильева. - М.: ФГУП «Информавтодор», 2005. - 646 с. Настоящая «Справочная энциклопедия дорожника» состоит из 4-х томов, в каждом из которых представлены сведения по отдельным направлениям развития дорожного хозяйства: том I - Строительство и реконструкция автомобильных дорог, том II - Ремонт и содержание автомобильных дорог, том Ш - Дорожностроительные материалы, том IV - Дорожная наука. (Том IV готовится к изданию). Перед составителями предлагаемой серии справочных материалов стояла сложная и трудноразрешимая задача, которая происходит уже из самого названия: справочная энциклопедия. Аналогов такого издания в дорожной литературе не имеется. Слово «справочная» означает, что это издание должно иметь характер справочника, то есть содержать четкую и краткую информацию в виде таблиц, графиков, формул, предназначенных для использования в практической деятельности специалистами-дорожниками. Слово «энциклопедия» имеет смысл, во многом противоположный первой задаче издания. Оно означает широкое, всеохватывающее описание состояния и основных направлений развития дорожного хозяйства страны, понятное широкому кругу читателей, в том числе и не имеющим специального дорожного образования. В настоящем I томе СЭД «Строительство и реконструкция автомобильных дорог» изложены этапы развития и совершенствования сети автомобильных дорог России и технологии их строительства. Подробно рассмотрены вопросы технологии возведения земляного полотна в различных природно-климатических условиях; технологии и организации работ по строительству дорожных одежд; особенностей технологии работ по реконструкции автомобильных дорог. Большое внимание уделено новым дорожно-строительным материалам и проблемам материально-технического обеспечения дорожного строительства, включая предприятия по разработке горных пород, битумные и эмульсионные базы, асфальтобетонные и цементобетонные заводы, полигоны изготовления железобетонных изделий, склады и т.д. Отдельные разделы посвящены методам организации и обеспечения качества дорожно-строительных работ, приведены производственно-технологические параметры машин и оборудования для строительства и реконструкции дорог. Предлагаемый материал рассчитан на широкий круг инженерно-технических работников и специалистов дорожного хозяйства, научных работников, преподавателей и студентов автодорожных вузов, техникумов и колледжей. Ремонт и содержание автомобильных дорог: Справочная энциклопедия дорожника (СЭД). Т. II / А.П. Васильев, Э.В. Дингес, М.С. Коганзон и др.; Под ред. А.П. Васильева. - М.: ФГУП «Информавтодор», 2004. - 507 с. В настоящем II томе СЭД «Ремонт и содержание автомобильных дорог» изложены условия работы автомобильных дорог под воздействием автомобильного транспорта и природно-климатических факторов. Описаны методы диагностики и оценки состояния дорог, а также назначения и планирования ремонтных мероприятий, дана классификация и состав работ по ремонту и содержанию дорог. Приведено описание технологий, применяемых материалов, средств механизации работ и организации работ по ремонту и содержанию дорог и обеспечению безопасности дорожного движения. Предлагаемый материал предназначен для инженерно-технических работников и специалистов дорожного хозяйства, научных работников, преподавателей и студентов автодорожных вузов, техникумов и колледжей. Извлечение Автомобильные дороги представляют собой комплекс инженерных сооружений, предназначенных для обеспечения круглогодичного, непрерывного, удобного и безопасного движения автомобилей с расчетной нагрузкой и установленными скоростями в любое время года и в любых условиях погоды. В состав этого комплекса входят земляное полотно, дорожная одежда, мосты, трубы и другие искусственные сооружения, обустройство дорог и защитные дорожные сооружения, здания и сооружения дорожных и автотранспортных служб. Параметры и состояние всех элементов дороги и дорожных сооружений определяют технический уровень и эксплуатационное состояние дороги. К основным транспортно-эксплуатационным показателям автомобильных дорог и дорожных сооружений относят обеспеченную скорость и пропускную способность, непрерывность, удобство и безопасность движения, способность пропускать автомобили и автопоезда с осевой нагрузкой и общей массой, соответствующими категории дороги. На автомобильных дорогах общего пользования организуется дорожная служба, основной задачей которой является осуществление комплекса работ и мероприятий по ремонту и содержанию дорог и сооружений на них и организации движения, обеспечивающих требования к транспортно-эксплуатационным показателям дорог. Для обозначения указанной деятельности применяют не вполне корректный термин «эксплуатация дорог», а также «дорожно-эксплуатационная служба». Фактически дорожная служба не эксплуатирует дорогу. Она ее содержит, ремонтирует, обустраивает и организует движение транспортных потоков, т.е. обеспечивает функционирование дороги как транспортного сооружения. Эксплуатируют дороги автотранспортные предприятия и владельцы транспортных средств. Используют (эксплуатируют) многие дорожные сооружения участники движения - водители, пассажиры и пешеходы. Поэтому в общем виде под эксплуатацией автомобильных дорог понимают целесообразное и эффективное использование дорог автомобильным транспортом для перевозки грузов и пассажиров. Применительно к дорожной отрасли более правильным будет термин «техническая эксплуатация дорог и организация движения», под которым следует понимать систему планово-предупредительных и ремонтно-восстановительных работ, а также организационно-технических мероприятий, обеспечивающих удобное и безопасное движение автомобилей и наиболее эффективное использование дорог для перевозки грузов и пассажиров. В состав работ по содержанию и ремонту дорог входит изучение и анализ условий работы дороги и условий движения транспорта на ней; постоянный уход за дорогой, дорожными сооружениями и полосой отвода, поддержание их в чистоте и порядке; регулярные работы по содержанию дороги и периодические более крупные ремонты дорог и дорожных сооружений, озеленение, архитектурно-эстетическое оформление и обустройство дорог; разработка и реализация мероприятий по повышению технического уровня и эксплуатационного состояния дороги и приведению их в соответствие с возрастающими требованиями движения; организация, управление и регулирование движения, обеспечение его безопасности, совершенствование службы сервиса на дороге. Опыт показывает, что экономическая отдача средств, вложенных в ремонт и содержание дорог, в два-три раза превышает экономический эффект от каждого рубля, вложенного в строительство новых дорог. Поэтому необходимо объективно оценивать важность и социально-экономическую значимость работ по содержанию и ремонту существующих дорог. Состояние дорожной сети России таково, что задача повышения транспортно-эксплуатационных характеристик существующих дорог, приведения их в соответствие с требованиями движения и дальнейшего совершенствования становится в большинстве регионов страны более важной, чем строительство новых дорог. В современных условиях центр тяжести деятельности дорожных организаций постепенно и неуклонно переходит от строительства новых дорог к преимущественному сохранению, поддержанию и повышению технического уровня и эксплуатационного состояния существующих автомобильных дорог методами содержания, ремонта и реконструкции. Главной стала задача повышения капитальности дорожных одежд, обеспечения высокой скорости, удобства и безопасности движения, инженерного оборудования и обустройства дорог, архитектурно-эстетического оформления и другие задачи, составляющие комплекс эксплуатационного обеспечения функционирования дорог. Это объективная закономерность, которая проявляется все более и более значительно. Ежегодный прирост сети дорог общего пользования с твердым покрытием за счет нового строительства и реконструкции составляет 0,5 - 0,8 %, а за пятилетний срок около 3 % от общей протяженности этих дорог. С учетом перевода в сеть общего пользования сельских дорог этот прирост составляет около 3 % в год для всех дорог. Следовательно, более 97 % всех автомобильных перевозок осуществляется и будет осуществляться по старым дорогам, от состояния которых в первую очередь зависит эффективность работы автомобильного транспорта. По их состоянию судят о деятельности дорожной отрасли миллионы людей, пользующихся дорогами. Новые дороги сразу после ввода также нуждаются в постоянном эксплуатационном уходе и содержании. Автомобильные дороги являются важнейшим звеном транспортной системы страны, без которого не может функционировать ни одна отрасль народного хозяйства. Уровень развития и техническое состояние дорожной сети существенно и многообразно влияют на экономическое и социальное развитие как страны в целом, так и отдельных регионов. Экономическая реформа, перемены в социально-политическом устройстве Российской Федерации существенно повышают требования к надежности и эффективности работы сети автомобильных дорог. Децентрализация экономики, системы управления, материально-технического обеспечения, снабжения населения потребительскими товарами привела к образованию большого числа предприятий и фирм, нуждающихся в бесперебойной доставке грузов без промежуточных перевалок и централизованного складирования по схеме «от двери до двери». Расширение самостоятельности регионов, развитие международной торговли существенно увеличили количество прямых транспортных связей между регионами, а также с зарубежными странами, портами, рекреационными районами. Быстрое развитие происходит в сфере торговли, обслуживания и связанных с ними отраслей, которые в силу своей специфики тяготеют к автомобильному транспорту. Изменяется и схема расселения жителей Российской Федерации, особенно вблизи крупных и крупнейших административных и промышленных центров. С началом экономической реформы в малых городах и сельских районах высвободились значительные трудовые ресурсы, которые, не находя применения в местах проживания, устремились в крупные и крупнейшие административные и промышленные центры. Однако в крупных городах возможности покупки или строительства собственного жилья ограничены большими ценами и отсутствием свободных территорий. В связи с этим в пригородных зонах ускоренно увеличивается численность населения, работающего и в целом тяготеющего к соседнему крупному городу. Все больше проявляется стремление людей приблизить свое жилье к природе, к экологически чистым рекреационным районам. Это привело к значительным размерам строительства загородных домов и дач, вследствие чего зона загородного жилого строительства вокруг крупных городов постоянно расширяется. При этом застроенные территории и поселки располагаются, в первую очередь, вдоль магистральных дорог, обеспечивающих быструю связь с местами работы, учреждениями образования, культуры, здравоохранения и т.д. Изменился и характер поездок в пригородных зонах. Если в прошлые годы эти поездки носили в основном сезонный характер, а пиковые нагрузки на дороги приходились на выходные дни в летний период, то сейчас имеют место ежедневные пиковые периоды в утренние и вечерние часы в течение всего года, которые еще более увеличиваются в выходные дни. В результате этих изменений автомобильные дороги в пригородных зонах крупных городов испытывают большие перегрузки и требуют повышенного внимания к содержанию, своевременному ремонту и реконструкции. Существенное влияние на состояние дорог и условия движения автомобилей оказывают природно-климатические условия. Для территории России это имеет особое значение, поскольку на ее огромном пространстве имеются самые разные климатические зоны: от субтропической до антарктической. Автомобильные дороги предназначены для удовлетворения потребностей общества и государства в автомобильных перевозках и должны обладать высокими потребительскими свойствами, к которым относятся: обеспеченная дорогой скорость, непрерывность, удобство и безопасность движения, пропускная способность и уровень загрузки движением, способность пропускать автомобили и автопоезда с заданными габаритами, осевыми нагрузками и грузоподъемностью (общей массой), а также эстетичность и экологическая безопасность. От потребительских свойств дорог непосредственно зависят все основные технико-экономические показатели работы автомобильного транспорта, такие как производительность автомобилей, расход топлива, износ шин, затраты на обслуживание и ремонт, себестоимость перевозок и др. Поэтому количественные значения требований к потребительским свойствам дорог прямо связаны с основными параметрами и характеристиками автомобилей, допущенных к движению по дорогам общего пользования. К таковым параметрам и характеристикам относятся габаритные размеры, осевые нагрузки и общая масса автомобилей, их динамические характеристики, свойства тормозных систем, подвесок, шин, рулевого управления, электронных устройств управления и торможения и др. В свою очередь, потребительские свойства автомобильных дорог определяются сочетанием их параметров и характеристик, инженерного оборудования и обустройства с высоким уровнем эксплуатационного содержания. В течение длительного времени темпы роста объемов автомобильных перевозок, выпуска грузовых и легковых автомобилей опережали темпы роста протяженности дорог с твердым покрытием, что привело к нарастанию интенсивности движения на дорогах. Весьма существенным является то, что значительная часть протяженности существующих дорог имеет тонкослойную дорожную одежду, способную пропускать в расчетный период автомобили с осевой нагрузкой не более 60 кН, в то время как автомобильная промышленность выпускает почти все грузовые автомобили и автобусы с параметрами выше расчетных для этой части дорог. Рост интенсивности движения и особенно доли в ней большегрузных автомобилей, автопоездов и автобусов привело к существенному возрастанию изнашивающего и разрушающего воздействия автомобилей на дорогу, следствием чего является рост потребности в ремонтно-восстановительных дорожных работах, увеличение их объемов. Эта тенденция в ближайшей перспективе будет неизбежно нарастать, чтобы обеспечить работоспособность существующих автомобильных дорог. Дорожные организации выполняют большой объем работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог, организации и обеспечению безопасности движения. Ежегодно в России ремонтируется около 30 тыс. км дорог, а расходы на эти цели возрастают на 20 - 30 %. Указанные объемы работ позволяют сохранить существующую сеть дорог от разрушения, но явно недостаточны для приведения транспортно-эксплуатационного состояния дорог в соответствие с нормативными требованиями. Чтобы решить эту задачу, ежегодные объемы работ по ремонту и содержанию необходимо увеличить в 1,5 - 2 раза и более. Созданная дорожная сеть - это национальное богатство страны, и она заслуживает к себе отношения именно как к национальному богатству, которое нужно беречь, преумножать и эффективно использовать. Этому посвящена вся деятельность дорожных организаций по ремонту и содержанию дорог. Дорожно-строительные материалы: Справочная энциклопедия дорожника (СЭД). Т. III / Н.В. Быстрое, Э.М. Добров, Б.И. Петрянин и др.; Под ред. И.В. Быстрова. - М.: ФГУП «ИНФОРМАВТОДОР», 2005. - 465 с. В настоящем томе III СЭД «Дорожно-строительные материалы» представлена информация об основных дорожностроительных материалах, применяемых при строительстве автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, а также других транспортных сооружений, сведения о которых приводятся по трем основным показателям: классификации, требованиям к материалам, методам испытаний. Приводятся данные о композиционных материалах. Рассматриваются вопросы организации контроля качества в дорожном хозяйстве, метрологического обеспечения измерений и стандартизации. Приведены данные о нормативных документах стран Евросоюза. Предлагаемый материал рассчитан на инженерно-технических работников и специалистов дорожного хозяйства, проектировщиков, научных работников, а также преподавателей и студентов автодорожных вузов, техникумов и колледжей. Дорожно-строительные материалы являются той материальной основой, из которой состоят все транспортные сооружения: автомобильные дороги, мосты, путепроводы, аэродромы и т.д. Именно материалы воспринимают транспортные и климатические воздействия и должны обеспечить необходимый срок службы и минимальные затраты на ремонт сооружений в период эксплуатации. Успех в решении этой задачи обеспечивается на стадии проектирования путем выбора конструктивных решений и применяемых материалов, отвечающих условиям эксплуатации конкретного сооружения. Огромный опыт в этой области, накопленный многими поколениями инженеров, ученых, практиков, наиболее полно отражен в нормативных документах. Именно в стандартах, строительных нормах и правилах и других нормативных документах в сжатой и лаконичной формах изложен огромный позитивный опыт создания транспортной инфраструктуры нашей страны. Из более чем 23000 государственных стандартов Российской Федерации около 2000 имеют прямое или косвенное отношение к строительству, ремонту и эксплуатации транспортных сооружений. Если к ним добавить сотни строительных норм и правил, отраслевых стандартов, других ведомственных нормативных документов, то получится концентрированное выражение огромного инженерного опыта в области транспортных сооружений. Для каждого конкретного специалиста не только иметь все эти документы в наличии, но и ознакомиться с ними в течение всей своей практической деятельности вряд ли достижимо. Однако крайне важно иметь возможность быстро найти информацию о содержании того или иного документа и, в случае необходимости, обратиться непосредственно к его тексту. В данном томе представлена информация об основных дорожно-строительных материалах, применяемых при строительстве автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, а также других транспортных сооружений. При этом авторы рассматривали в первую очередь стандарты и строительные нормы и правила. Вопросы, которые могут быть отнесены к научным, затрагивались только для объяснений тех или иных положений нормативных документов или рассмотрения перспектив их развития. Это ограничение было принято исходя из практической направленности издания и поставленной цели - собрать максимальный объем технической информации, которая может быть использована читателями в их профессиональной деятельности. Общее построение всех глав, посвященных отдельным группам материалов, примерно одинаковое. Главы включают следующие основные разделы: - классификацию; - требования к материалу; - методы испытаний. В том случае, когда речь идет о композиционных материалах, в главу включена информация о требованиях к исходным материалам и методам их испытаний. Отдельно рассмотрены вопросы организации контроля качества, метрологического обеспечения измерений, стандартизации в дорожном хозяйстве. Это отражает возрастание роли этих направлений в рамках отрасли. Необходимо отметить, что ни одно справочное пособие, в том числе и данное, не может заменить конкретного нормативного документа по нескольким причинам. Во-первых, в тексте любого издания ни один нормативный документ не приводится полностью. Такая задача и не ставится, кроме того она недостижима из-за ограничения объема справочника. Во-вторых, постоянно идет работа по переработке нормативных документов или внесению в них дополнений и изменений. Поэтому отдельные положения таких справочников могут устареть даже до момента их выхода в свет. Исходя из этого, авторы данного тома энциклопедии стремились с максимальной полнотой изложить принципиальные подходы к нормированию свойств дорожно-строительных материалов, методам их испытаний, а также дать информацию о действующих нормативных документах. С учетом набирающего темпы процесса сближения отечественных и зарубежных стандартов, получившего название «гармонизация», в ряде разделов приведена информация о нормативных документах стран Европейского Сообщества. ОДМ 218.1.001-2005. Рекомендации по разработке и применению документов технического регулирования в сфере дорожного хозяйства. - Изд. офиц. - Отрасл. дор. Метод, док. / Федеральное дор. агентство (Росавтодор). - М., 2005. - 32 с. Извлечение Раздел 4. Основные принципы применения и соблюдения норм в сфере дорожного хозяйства а) В соответствии со статьей 3 ФЗ «О техническом регулировании» техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципами: - применения единых правил установления требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг; - соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития; - независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей; - единой системы и правил аккредитации; - единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия; - единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок; - недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации; - недопустимости совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации; - недопустимости совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию; - недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов. б) В соответствии со статьями 4, 8 и 13 ФЗ «О техническом регулировании» к основным документам системы технического регулирования в сфере дорожного хозяйства относятся: - технические регламенты (общие и специальные); - национальные стандарты, правила (нормы) стандартизации и рекомендации по стандартизации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации; - стандарты организаций; - акты рекомендательного характера, издаваемые распоряжением федерального органа исполнительной власти в дорожном хозяйстве. в) В соответствии со статьями 6 и 8 ФЗ «О техническом регулировании» обязательные требования к отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации определяются совокупностью требований общих технических регламентов и специальных технических регламентов. Требования общих технических регламентов обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Специальные технические регламенты устанавливают обязательные требования только к тем отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, степень риска причинения вреда которыми выше степени риска причинения вреда, учтенной общим техническим регламентом. Технические регламенты принимаются только в целях: - защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества; - охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; - предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или особенностей сделок и (или) физических и (или) юридических лиц, являющихся изготовителями, продавцами, приобретателями. г) В соответствии со статьей 15 ФЗ «О техническом регулировании» и ГОСТ Р 1.2-2004 национальные стандарты применяются на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями. д) В соответствии с ГОСТ Р 1.10-2004 и ГОСТ Р 1.12-2004 правила (нормы) стандартизации устанавливают обязательные для применения организационно-методические положения, которые дополняют или конкретизируют отдельные положения основополагающего национального стандарта и определяют порядок и методы выполнения работ по стандартизации на период до принятия соответствующих специальных технических регламентов, после чего данные положения должны быть утверждены постановлением Правительства Российской Федерации. е) В соответствии с ГОСТ Р 1.10-2004 и ГОСТ Р 1.12-2004 рекомендации по стандартизации содержат советы организационно-методического характера, которые касаются проведения работ по стандартизации и способствуют применению основополагающего национального стандарта или содержат положения, которые целесообразно предварительно проверить на практике до их установления в основополагающем национальном стандарте. ж) В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г. № 677 общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (далее - общероссийские классификаторы) устанавливают систематизированный перечень наименований и кодов объектов классификации и (или) классификационных группировок и направлены для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией. и) В соответствии со статьей 17 ФЗ «О техническом регулировании» и ГОСТ Р 1.4-2004 стандарты организаций применяются равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями. Стандарты организаций применяются в сфере дорожного хозяйства для целей совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок. Стандарты организации, принятые конкретным субъектом хозяйственной деятельности, соблюдаются им в обязательном порядке. Стандарты профессиональных научных, общественных объединений, ассоциаций, союзов, инженерных обществ и других объединений юридических лиц обязательны для организаций, являющихся членами этих объединений и официально подтвердивших готовность принять на себя эти обязательства. к) Документы рекомендательного характера (далее - отраслевые дорожные методические документы) в сфере дорожного хозяйства применяются на добровольной основе для целей разъяснения методологии и положений нормативных правовых актов, других нормативных документов системы технического регулирования в сфере дорожного хозяйства. л) Совокупность документов системы технического регулирования, обеспечивающих функционирование дорожного хозяйства, представлена в таблице 1. Документы технического регулирования, применяемые в дорожном хозяйстве Таблица 1
Раздел 5. Применение нормативных документов в переходный период а) Межгосударственные стандарты (ГОСТ) и государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р), принятые до 1 июля 2003 года, являются национальными стандартами и на переходный период (до вступления в силу соответствующих технических регламентов) подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям (статья 46 ФЗ «О техническом регулировании»): - защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества; - охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; - предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. б) В переходный период (до вступления в силу соответствующих технических регламентов) в дорожном хозяйстве продолжают действовать на добровольной основе, за исключением обязательных требований, соответствующих целям в пункте а) настоящего раздела, следующие категории нормативных документов: - отраслевые стандарты дорожного хозяйства (ОСТ); - строительные нормы и правила (СНиП); - санитарные нормы и правила (СанПиН); - отраслевые дорожные нормы (ОДН); - ведомственные строительные нормы (ВСН); - нормативные документы других ведомств, регулирующие вопросы дорожного хозяйства, в случае их регистрации Минюстом России; - отраслевые дорожные методические документы (ОДМ); - стандарты субъектов Российской Федерации; - нормы субъектов Российской Федерации; - стандарты предприятий дорожного хозяйства (СТП); - технические условия (ТУ). В данные категории нормативных документов не могут вноситься изменения и дополнения. В течение переходного периода положения данных нормативных документов должны быть переведены либо в технические регламенты, либо в национальные стандарты, либо правила (нормы) в области стандартизации, либо в рекомендации по стандартизации, либо в общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, либо в стандарты организаций, либо в отраслевые дорожные методические документы в соответствии с принципами технического регулирования. В случае ссылки на вышеперечисленные нормативные документы в договорной (контрактной) документации, положения данных документов становятся обязательными для соблюдения сторонами, заключившими данный договор (контракт). Раздел 6. Классификация отраслевых дорожных методических документов в сфере дорожного хозяйства а) Для оптимизации и систематизации работ отраслевые дорожные методические документы дорожного хозяйства (далее - ОДМ) классифицируют по классификационным группам, приведенным в таблице 2. Классификационные группы отраслевых дорожных методических документов Таблица 2
б) В ОДМ классификационной группы 1 систематизируются отдельные элементы сферы управления дорожным хозяйством и разъясняются положения организационно-технических основ технического регулирования в сфере дорожного хозяйства. в) В ОДМ классификационной группы 2 разъясняются положения, устанавливающие: вI) параметры конструкций автомобильных дорог по составляющим компонентам: - земляное полотно; - дорожная одежда; - дренаж и водоотвод. вII) параметры искусственных сооружений по составляющим компонентам: - тоннели и трубы; - мосты, путепроводы и эстакады; - защитные сооружения; - объекты сервиса и элементы обустройства автомобильных дорог. вIII) нормируемые параметры транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог и искусственных сооружений на них. г) ОДМ классификационной группы 3 разъясняют положения технических и технико-экономических параметров ресурсов, используемых в дорожном хозяйстве, и их сбережения: - энергия; - сырье; - материалы; - изделия и конструкции; - рабочая сила. д) ОДМ классификационной группы 4 разъясняют положения технических параметров выполнения работ на автомобильных дорогах и искусственных сооружениях на них (мосты, тоннели, эстакады и др.): - строительство; - реконструкция; - модернизация; - ремонт; - содержание; - утилизация. е) ОДМ классификационной группы 5 разъясняют положения по технологическим процессам выполнения работ на автомобильных дорогах и искусственных сооружениях на них. ж) ОДМ классификационной группы 6 разъясняют положения по обеспечению в дорожном хозяйстве выполнения специальных государственно-регулируемых функций: - обеспечение безопасности автомобильных дорог, искусственных сооружений на них и процессов движения по дорогам; - обеспечение экологической безопасности автомобильных дорог, искусственных сооружений на них и процессов движения по автомобильным дорогам; - обеспечение единства измерений. и) ОДМ классификационной группы 7 разъясняют положения организационно-технических и других требований в области оценки соответствия, в т.ч. аккредитации, сертификации и контроля за соблюдением требований технических регламентов в дорожном хозяйстве. к) ОДМ классификационной группы 8 разъясняют положения по сбору, обработке, хранению и использованию банков данных и знаний, организации и обеспечению функционирования централизованной интегрированной информационной системы в дорожном хозяйстве. Инструкция по делопроизводству Федерального дорожного агентства / М-во трансп. Российской Федерации, Федеральн, дор. агентство (Росавтодор). - М., 2005. - 76 с. Извлечение 1.1. Настоящая Инструкция устанавливает единые правила делопроизводства в Федеральном дорожном агентстве (далее - Агентство) и направлена на рационализацию работы с документами и совершенствование управленческого труда в Агентстве. 1.2. Положения настоящей инструкции распространяются на организацию работы с документами независимо от вида носителя, включая их подготовку, регистрацию, организацию исполнения, учет и контроль, осуществляемые с помощью компьютерных технологий. 1.3. Организация, ведение и совершенствование системы документационного обеспечения на основе единой информационно-технической политики и применения современных технических средств в работе с документами, методическое руководство и контроль за соблюдением установленного порядка работы с документами в Агентстве и его подразделениях осуществляется Управлением делами. 1.4. Ответственность за организацию, состояние и ведение делопроизводства в структурных подразделениях Агентства, своевременное и качественное исполнение документов, а также их сохранность возлагается на руководителей структурных подразделений. 1.5. Правила работы с секретными документами регламентируются специальной инструкцией. 1.6. Правила работы с документами, содержащими служебную информацию ограниченного распространения, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. № 1233 «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти». 1.7. Порядок подготовки, заключения и применения государственных контрактов, договоров, соглашений, в которых одной из сторон выступает Федеральное дорожное агентство, и согласования проектов государственных контрактов государственных заказчиков регламентируется специальной инструкцией. 1.8. Порядок взаимодействия структурных подразделений Агентства, в том числе при подготовке и исполнении решений и поручений руководства Агентства, взаимодействия Агентства с Министерством транспорта Российской Федерации по исполнению поручений Министерства устанавливается Регламентом Федерального дорожного агентства. 1.9. Выполнение требований Инструкции является обязательным для всех сотрудников Агентства. Положение о планировании, организации, приемке и использовании результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в системе Росавтодора. - Изд. офиц. / М-во трансп. Российской Федерации, Федеральное дор. агентство (Росавтодор). - М., 2005. - 52 с. Извлечение 1.1. Настоящее Положение определяет порядок формирования Плана научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - План НИОКР), организации их проведения, а также порядок приемки и использования результатов в системе Федерального дорожного агентства (далее - Росавтодор). 1.2. Данным Положением следует руководствоваться всем подразделениям Росавтодора, органам управления дорожным хозяйством и учебным, научным и проектным организациям при планировании, организации, приемке и использовании результатов НИОКР, разрабатываемым за счет федерального бюджета Российской Федерации. 1.3. Положение может дополняться и уточняться с учетом изменения действующего законодательства, вновь принимаемых нормативных правовых актов и изменяющихся конкретных условий работы. II. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ПЛАНА НИОКР 2.1. Росавтодор в пределах своей компетенции в области дорожного хозяйства и автомобильного транспорта определяет приоритетные направления развития науки и техники, обеспечивает координацию научной и научно-технической деятельности, разработку и реализацию научных и научно-технических программ и проектов, развитие форм интеграции и производства, реализацию достижений науки и техники. 2.2. Структурные подразделения Росавтодора в соответствии со своей компетенцией с привлечением научных организаций разрабатывают основные направления научно-технического развития дорожного хозяйства в сфере повышения качества строительства (реконструкции), ремонта и содержания автомобильных дорог и снижения стоимости дорожных работ, обеспечивают качественное проведение важнейших научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области дорожного хозяйства, финансируемых за счет средств федерального бюджета в установленном порядке, повышение экономической эффективности научных разработок и оптимального использования выделяемых для этого бюджетных средств, совершенствование технического регулирования проектирования (реконструкции), ремонта и содержания автомобильных дорог, освоение инновационной продукции и совершенствование механизмов ее внедрения в дорожном хозяйстве. 2.3. Формирование структуры и тематики Плана НИОКР должно осуществляться исходя из основных положений подпрограмм «Автомобильные дороги», «Безопасность дорожного движения» Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)», подпрограммы «Внедрение и использование спутниковых навигационных систем в интересах транспорта», Федеральной целевой программы «Глобальная навигационная система», «Основ политики Российской Федерации в области развития науки и техники на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», федеральных законов от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» и от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а также распоряжений и поручений руководства Росавтодора. 2.4. План НИОКР может включать разработку общеотраслевых проблем по всем направлениям функционирования дорожного хозяйства и автомобильных дорог, в том числе: экономических, организационных, технологических и экологических проблем проектирования, строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог и сооружений на них, разработку новых и совершенствование существующих машин, оборудования, приборов, передвижных лабораторий, дорожных материалов, конструкций, методов проектирования, строительства, ремонта, диагностики и оценки состояния дорог и сооружений на них, повышения безопасности дорожного движения и обеспечения качества дорожных работ, а также разработку (переработку) документов технического регулирования в сфере дорожного хозяйства и автомобильного транспорта. 2.5. Структурно План НИОКР должен состоять из четырех разделов: поисковые и фундаментальные исследования; прикладные научно-исследовательские работы; опытно-конструкторские работы; разработка документов технического регулирования. 2.6. План НИОКР формируется Росавтодором на основе предложений функциональных подразделений центрального аппарата, научных, проектных и производственных дорожных организаций и предприятий, Управлений строящихся дорог, Управлений автодорог, Упрдоров и других организаций (далее - дорожные организации). 2.7. Координирующим подразделением по формированию Плана НИОКР является Управление организации научно-технических исследований и конкурсов. Для выполнения технической работы по формированию Плана НИОКР могут привлекаться организации и предприятия в установленном порядке. 2.8. Для формирования предварительных предложений в проект Плана НИОКР и для обоснования объемов финансирования НИОКР не позднее 01.08 текущего года в дорожные организации направляется информационное письмо о начале формирования плана НИОКР на следующий год с размещением его на официальном сайте Росавтодора. 2.9. Заинтересованные организации в срок до 01.10 текущего года направляют в Росавтодор свои предложения к проекту плана НИОКР на будущий год по каждой теме с обоснованием необходимости разработки темы, ее стоимости, концепции темы, эффективности, области применения и механизма вовлечения ее результатов в хозяйственный оборот в соответствии с Приложениями 1 и 2. Предложения, поступившие после указанного срока, не рассматриваются и возвращаются заявителю. 2.10. На основе поступивших заявок и переходящей тематики формируется первая редакция проекта Плана НИОКР и в срок до 01.11 направляется на рассмотрение профильных подразделений центрального аппарата и экспертных групп НТС Росавтодора. 2.11. После внесения изменений и дополнений по результатам рассмотрения профильными подразделениями центрального аппарата и экспертными группами формируется вторая редакция проекта плана НИОКР, назначаются официальные рецензенты из числа наиболее авторитетных ученых и специалистов дорожного хозяйства и автомобильного транспорта и проект Плана НИОКР выносится на рассмотрение расширенного заседания НТС Росавтодора. 2.12. По итогам расширенного заседания НТС Росавтодора проект Плана НИОКР дорабатывается с привлечением профильных подразделений центрального аппарата и не позднее 20.12. текущего года представляется руководству Росавтодора на утверждение в установленном порядке. III. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНТРАКТОВ НА ВЫПОЛНЕНИЕ НИОКР 3.1. Заключение государственных контрактов на выполнение НИОКР осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.05.1999 № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд», а также настоящим Положением о планировании, организации, приемке и использованию результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в системе Росавтодора и другими нормативными правовыми актами Росавтодора. 3.2. Основанием для заключения государственного контракта на выполнение НИОКР является наличие темы в утвержденном Плане НИОКР и протокол заседания конкурсной комиссии по данной теме. Возможно заключение государственного контракта без проведения конкурсных торгов при наличии официального разрешения уполномоченного органа исполнительной власти Российской Федерации. 3.3. Исполнители (юридические и физические) в 20-дневный срок после официального объявления результатов конкурсных торгов по каждой теме представляют в подразделение-заказчика НИОКР проект договорной документации в 2-х экземплярах в составе: а) государственный контракт на выполнение НИОКР (поставку готовой научно-технической продукции) (Приложение 3 к Положению); б) техническое задание на выполнение научно-исследовательских (опытно-конструкторских) работ (Приложения 1.1 и 1.2 к государственному контракту); в) календарный план работ (Приложение 2 к государственному контракту); г) протокол соглашения об установлении государственной контрактной цены на научно-техническую продукцию (Приложение 3 к государственному контракту); д) плановая калькуляция затрат с расчетом фонда оплаты труда (Приложение 4 к государственному контракту). 3.4. Визирование государственного контракта на выполнение НИОКР производится на последнем листе экземпляра Росавтодора. 3.5. Подразделение-заказчик НИОКР (начальник или заместитель начальника структурного подразделения Росавтодора) в трехдневный срок рассматривает и при отсутствии замечаний визирует государственный контракт на выполнение НИОКР, календарный план работ, протокол соглашения об установлении государственной контрактной цены на научно-техническую продукцию, плановую калькуляцию затрат с расчетом фонда оплаты труда и утверждает техническое задание на выполнение научно-исследовательских (опытно-конструкторских) работ и направляет в Управление организации научно-технических исследований и конкурсов. Предварительно техническое задание на выполнение научно-исследовательских (опытно-конструкторских) работ, календарный план работ, протокол соглашения об установлении государственной контрактной цены на научно-техническую продукцию, плановая калькуляция затрат с расчетом фонда оплаты труда подписываются начальниками отделов, ответственными за реализацию государственного контракта на выполнение НИОКР и соответствующую статью расходов. 3.6. Управление организации научно-технических исследований и конкурсов в течение 3-х дней рассматривает договорную документацию, при отсутствии замечаний визирует проект договора с приложениями и организовывает визирование проекта договора в Финансовом управлении и Управлении имущества и правового обеспечения и курирующим заместителем Росавтодора. 3.7. Время рассмотрения договорной документации и визирования проекта договора в каждом структурном подразделении Росавтодора не должно превышать 2-х дней. 3.8. При наличии замечаний договорная документация возвращается исполнителю на доработку с обоснованием необходимости внесения изменений и дополнений. 3.9. Завизированный государственный контракт на выполнение НИОКР с приложениями представляется в двух экземплярах на подпись руководителю Росавтодора или иному уполномоченному лицу. Государственный контракт на выполнение НИОКР, подписанный уполномоченным лицом, представляется на визу Руководителю Росавтодора. 3.10. Подписанный и завизированный государственный контракт на выполнение НИОКР регистрируется в Управлении имущества и правового обеспечения и скрепляется гербовой печатью Федерального дорожного агентства в Управлении делами и бухгалтерского учета. Один экземпляр передается на хранение в Управление имущества и правового обеспечения, другой - исполнителю. Для оперативной работы используются копии государственных контрактов на выполнение НИОКР. 3.11. При необходимости внесения изменений и дополнений в условия уже заключенного государственного контракта на выполнение НИОКР между Росавтодором и исполнителем заключается дополнительное соглашение, оформление которых осуществляется в соответствии с п. п. 3.4 - 3.10 настоящего Положения. 3.12. За соответствие представленной договорной документации настоящему Положению персональную ответственность несет начальник Управления организации научно-технических исследований и конкурсов. IV. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ НА ВЫПОЛНЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ (ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ) РАБОТ 4.1. Техническое задание на выполнение научно-исследовательских (опытно-конструкторских) работ (далее - техническое задание) является неотъемлемой частью государственного контракта на выполнение НИОКР и является основным документом договорной документации, в котором излагается основное содержание научно-исследовательской (опытно-конструкторской) работы. 4.2. Техническое задание разрабатывается по примерным формам (Приложение 1.1 и 1.2 к Договору) и должно содержать полную информацию о состоянии проблемы (вопроса), цели работы, отличии, новизне и преимуществах предполагаемых результатов работы, конкретном содержании работы, конечном результате, а также должно отражать все условия заказчика, предъявляемые к разработке научно-технической продукции. 4.3. Техническое задание может разрабатываться на стадии разработки договорной документации, а также по отдельному государственному контракту на разработку технического задания. Кроме того, разработка технического задания может предусматриваться как этап выполнения работы согласно календарному плану. 4.4. На стадии разработки договорной документации техническое задание разрабатывается при наличии всей необходимой исходной (научной, технической, нормативной, правовой и др.) информации. Техническое задание разрабатывается подразделением-заказчиком с привлечением научных организаций. 4.5. Разработка технического задания по отдельному государственному контракту на выполнение НИОКР осуществляется при отсутствии (или недостаточности) сведений о состоянии данного вопроса (проблемы), исходной (научной, технической, нормативной, правовой и др.) информации, необходимости проведения дополнительной исследовательской работы (анализа) и т.п. Требования, предъявляемые к разрабатываемому техническому заданию, определяются подразделением-заказчиком НИОКР и согласовываются с Управлением организации научно-технических исследований и конкурсов. 4.6. Технические задания по отдельным государственным контрактам на выполнение НИОКР разрабатываются для всех тем (разработок) в соответствии с утвержденным планом НИОКР. Выполнению ОКР (опытно-конструкторских работ) в обязательном порядке должна предшествовать стадия разработки технического задания. 4.7. При заключении государственного контракта на выполнение НИОКР по разработке новых технологий, машин и механизмов в техническое задание необходимо включать положение об обязательной разработке соответствующих сметных нормативов. V. КОНТРОЛЬ ХОДА ВЫПОЛНЕНИЯ НИОКР 5.1. За качество, полноту и сроки выполняемых НИОКР, соответствие отчетных материалов техническому заданию на выполнение НИОКР персональную ответственность несут начальники Управлений профильных подразделений заказчики - НИОКР. 5.2. Контроль хода выполнения НИОКР, своевременного выполнения исполнителем условий государственного контракта на выполнение НИОКР и календарного плана возлагается на Управление организации научно-технических исследований и конкурсов. 5.3. Управление организации научно-технических исследований и конкурсов с привлечением Дирекции по реализации Президентской программы «Дороги России» (или иной организации на договорной основе) организовывает систему ежемесячного и ежеквартального мониторинга Плана НИОКР, предусматривающую контроль сроков выполнения работ, рецензирования, приемки выполненных НИОКР и введения в действие документов технического регулирования в установленном порядке. 5.4. Структурные подразделения-заказчики НИОКР ежеквартально отчитываются о ходе разработки и внедрении результатов НИОКР путем представления соответствующих справок в Управление организации научно-технических исследований и конкурсов по формам согласно приложениям 4 и 5. 5.5. Управление организации научно-технических исследований и конкурсов организовывает обобщение отчетных материалов структурных подразделений-заказчиков НИОКР и представляет сводную информацию с выводами и предложениями руководству Росавтодора. 5.6. В случае нарушения сроков сдачи выполненных работ, отступления от требований технического задания или иных важных условий государственного контракта на выполнение НИОКР к исполнителям могут применяться штрафные санкции, предусмотренные законодательством Российской Федерации. ГОСТ Р 1.2-2004. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены. - Изд. офиц.; Введ. 01.07.2005; Взамен ГОСТ Р 1.2-92. - М.: ИПК Изд-во стандартов, 2005. - 16 с. Настоящий стандарт устанавливает правила разработки и утверждения национальных стандартов Российской Федерации, проведения работ по их обновлению (путем внесения изменений, поправок или пересмотра), а также правила осуществления отмены действующих стандартов. ГОСТ Р 1.4-2004. Стандарты организаций. Общие положения. - Изд. офиц.; Введ.01.07.2005; Взамен ГОСТ Р 1.4-93. - М.: ИПК Изд-во стандартов, 2005. - 6 с. Настоящий стандарт устанавливает объекты стандартизации и общие положения при разработке и применении стандартов организаций. ГОСТ Р 1.5-2004. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения. - Изд. офиц.; Введ. 01.07.2005; Взамен ГОСТ Р 1.5-2002. - М.: ИПК Изд-во стандартов, 2005. - 32 с. Настоящий стандарт устанавливает правила построения, изложения, оформления и обозначения национальных стандартов Российской Федерации, общие требования к их содержанию, а также правила оформления и изложения изменений к национальным стандартам Российской Федерации. ГОСТ Р 1.10-2004. Правила стандартизации и рекомендации по стандартизации. Порядок разработки, утверждения, изменения, пересмотра и отмены. - Изд. офиц.; Введ. 01.07.2005; Взамен ГОСТ Р 50.1.039-2002. - М.: ИПК Изд-во стандартов, 2005. - 20 с. Настоящий стандарт устанавливает порядок разработки, утверждения изменения, пересмотра и отмены правил стандартизации и рекомендаций по стандартизации. ГОСТ Р 1.12-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения. - Изд. офиц.; Введ. 01.07.2005; Взамен ГОСТ Р 1.12-99. - М.: ИПК Изд-во стандартов, 2005. - 12 с. Настоящий стандарт устанавливает основные термины, применяемые при проведении работ по стандартизации в Российской Федерации на национальном уровне и при ссылках на национальные стандарты в других нормативных документах, а также определения этих терминов. ГОСТ Р 1.13-2004. Уведомления о проектах документов в области стандартизации. Общие требования. - Изд. офиц.; Введ. 01.07.2005; Взамен ГОСТ Р 1.13-2001. - М.: ИПК Изд-во стандартов, 2005. - 8 с. Настоящий стандарт устанавливает общие требования к оформлению уведомлений о разработке: - национальных стандартов Российской Федерации; - межгосударственных стандартов, разрабатываемых в Российской Федерации для применения в качестве национальных стандартов Российской Федерации; - изменений к стандартам; - предложений об отмене стандартов. ГОСТ Р 12.2.011-2003. Система стандартов безопасности труда. Машины строительные, дорожные и землеройные. Общие требования безопасности. - Изд. офиц.; Введ. 01.01.2005; Введ. впервые. - М., 2005. - 23 с. Настоящий стандарт распространяется на строительные, дорожные и землеройные машины, предназначенные для работы в районах с умеренным климатом, и устанавливает общие требования безопасности к их конструкции. ГОСТ Р 52282-2004. Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний. - Изд. офиц.; Введ. 01.01.2006; Введ. впервые. - М.: ИПК Изд-во стандартов, 2005. - 15 с. Настоящий стандарт распространяется на дорожные светофоры, предназначенные для регулирования движения транспортных средств и пешеходов. ГОСТ Р 52289-2004. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств. - Изд. офиц.; Введ. 01.01.2006; Введ. впервые. - М.: Стандартинформ, 2005. - 94 с. Настоящий стандарт устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков по ГОСТ Р 52290, дорожной разметки по ГОСТ Р 51256, дорожных светофоров по ГОСТ Р 52282, а также дорожных ограждений и направляющих устройств на всех улицах и дорогах. ГОСТ 52290-2004. Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования. - Изд. офиц.; Введ. 01.01.2006; Введ. впервые. Готовится к изданию. МДС 22-1.2004. Методические рекомендации по сейсмическому микрорайонированию участков строительства транспортных сооружений / МИИТ.-М.: ФГУП ЦПП, 2004. - 48 с Даны рекомендации для проведения работ по сейсмическому микрорайонированию участков нового строительства, капитального ремонта, реконструкции и восстановления транспортных объектов, в том числе объектов особой ответственности. Приведены примеры сейсмического микрорайонирования для сооружений с малыми, средними и большими пролетами (для лавинозащитных галерей). МДС 53-2.2004. Диагностика стальных конструкций. -М.: «ДИМЕНСтест», ФГУП КТБ ЖБ, ФГУП ЦПП, 2005. - 19 с. Диагностирование стальных конструкций неразрушающим методом на основе явления магнитомеханической анизотропии металла применяется при изготовлении, монтаже, обследовании и эксплуатации стальных конструкций, в том числе со сварными соединениями. СТО СМК 04-2004. Стандарт организации. Система менеджмента качества. Мониторинг и измерение продукции. - М.: ЗАО «ЦНИИПСК им. Мельникова», 2004. - 12 с. Настоящий стандарт устанавливает критерии и номенклатуру показателей технического уровня металлических конструкций, а также последовательность проведения контрольных процедур на всех стадиях выполнения работ. Стандарт распространяется на все виды производственной деятельности института и обязателен для всех подразделений института. СТО СМК 07-2004. Стандарт организации. Система менеджмента качества. Стандарты организации. Порядок разработки, построения и оформления. - М.: ЗАО «ЦНИИПСК им. Мельникова», 2004. - 22 с. Настоящий стандарт разработан в соответствии с положениями статей 11, 17 Федерального закона «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ, который устанавливает новый состав и статус документов в области стандартизации, используемых на территории Российской Федерации. В число этих документов входят «Стандарты организаций». Порядок разработки, утверждения, учета, изменения этих стандартов согласно Федеральному закону устанавливается организациями самостоятельно. Поэтому настоящий стандарт регламентирует эти требования. Целью разработки стандартов организации является совершенствование производства и обеспечение качества и конкурентоспособности продукции, создание современной базы документов по стандартизации по всем процессам жизненного цикла продукции и постоянное улучшение действующей системы менеджмента качества. СТО СМК 21-2004. Стандарт организации. Система менеджмента качества. Порядок выполнения и оформления изобретательской и патентно-лицензионной работы. - М.: ЗАО «ЦНИИПСК им. Мельникова», 2004 - 8 с. Настоящий стандарт является одним из документов системы менеджмента качества, разработанной в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Стандарт устанавливает порядок проведения патентной работы в институте и направлен на повышение технического уровня научных и проектных разработок, защите отечественного приоритета в Российской Федерации и за рубежом новых технических решений. СТО СМК 22-2004. Стандарт организации. Система менеджмента качества. Авторский надзор за строительством зданий и сооружений. - М.: ЗАО «ЦНИИПСК им. Мельникова», 2004. - 15 с. Настоящий стандарт устанавливает порядок осуществления авторского надзора за изготовлением и монтажом металлоконструкций при строительстве новых, реконструкции и техническом перевооружении действующих предприятий и сооружений, а также права и обязанности специалистов, осуществляющих авторский надзор. Стандарт разработан в соответствии с основными положениями и требованиями СП 11-110-99. СТО СМК 27-2004. Стандарт организации. Система менеджмента качества. Внутренние аудиты. Планирование, проведение. - М.:ЗАО «ЦНИИПСК им. Мельникова»,2004. - 15 с. Настоящий стандарт устанавливает порядок и последовательность действий при проведении внутренних аудитов (проверок) системы менеджмента качества (СМК). При разработке стандарта учтены требования семейства международных стандартов ИСО 9000 модель 9001:2000, проекта ИСО 19011:2002 и ИСО 10011-1/2/3-93. Настоящий стандарт предназначен для использования при планировании и проведении внутренних аудитов в институте и служит руководством для специалистов, осуществляющих внутренние аудиты, и обязателен для всех структурных подразделений и служб института. СТО СМК 28-2004. Стандарт организации. Система менеджмента качества. Управление документацией и записями. - М.: ЗАО «ЦНИИПСК им. Мельникова», 2004. - 21 с. Настоящий стандарт устанавливает порядок и правила управления документацией с целью обеспечения единого методологического подхода в процессе разработки, утверждения, внесения изменений, хранения и изъятия документов. Настоящий стандарт распространяется на все виды документов и предназначен для всех подразделений института. СТО СМК 29-2004. Стандарт организации. Система менеджмента качества. Выполнение проектных работ. - М.: ЗАО «ЦНИИПСК им. Мельникова», 2004. - 12 с. Настоящий стандарт устанавливает порядок и последовательность выполнения работ при разработке проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений согласно требованиям действующих нормативных документов. Стандарт обязателен для подразделений, выполняющих проектные работы. СТО-0031-2004. Стандарт организации. Конструкции стальные строительные. Болтовые соединения. Сортамент и область применения. - М.: ЗАО «ЦНИИПСК им. Мельникова», 2004. - 9 с. Настоящий стандарт распространяется на проектирование, изготовление и выполнение металлических конструкций с монтажными соединениями на болтах, в том числе высокопрочных, предназначенных для несущих и ограждающих конструкций зданий и сооружений различного назначения, воспринимающих постоянные, временные и особые нагрузки в климатических районах с расчетной температурой до -65°С и сейсмичностью до 9 баллов, эксплуатируемых как в слабоагрессивных, так и в среднеагрессивных и агрессивных средах с применением защитных металлических покрытий. СТО 02494680-0032-2004. Стандарт организации. Сталежелезобетонные пролетные строения автодорожных мостов. Реконструкция и ремонт. - Введ. 15.04.2004; Введ. впервые. - М.: ЗАО «ЦНИИПСК им. Мельникова», 2004. - 63 с. Настоящий стандарт организации устанавливает требования, необходимые для принятия решений по реконструкции и ремонту сталежелезобетонных пролетных строений капитальных мостов на автомобильных дорогах, в том числе: - специфические требования обследований и испытаний; - критерии расстройств и повреждений конструкций; - оценка качества материалов конструкций; - проверка хладостойкости стальных конструкций; - определение грузоподъемности; - конструктивно-технологические решения по реконструкции и ремонту. СТО 02494680-0034-2004. Стандарт организации. Система защиты металлических конструкций от коррозии. Покрытия защитные термодиффузионные цинковые на элементах металлических конструкций и крепежных изделиях. - М.: ЗАО «ЦНИИПСК им. Мельникова», 2004. - 24 с Настоящий стандарт устанавливает общие требования к технологическим процессам термодиффузионного цинкования элементов стальных конструкций, крепежных и других мелких изделий из углеродистой и низколегированной стали, в том числе повышенной прочности, а также чугуна, меди и медных сплавов. Эти технологические процессы разработаны в ЦНИИПСК им. Мельникова и носят название «технологии STAKOKOR». Настоящий стандарт устанавливает также общие требования к самому защитному цинковому покрытию, нанесенному термодиффузионным методом по технологиям STAKOKOR. Стандарт предназначен для применения подразделениями разработчика стандарта при выборе защиты от коррозии элементов металлических конструкций, крепежных и других деталей, а также для организаций и предприятий, выпускающих и применяющих изделия с термодиффузионным цинковым покрытием. Настоящий Стандарт устанавливает область применения термодиффузионных цинковых покрытий для изделий и конструкций, эксплуатирующихся в средах, степень агрессивного воздействия которых определяется СНиП 2.03.11-85 или в условиях эксплуатации по ГОСТ 9.303-84. СТО 02494680-0035-2004. Стандарт организации. Система проектной документации для строительства. Конструкции металлические. Состав и оформление рабочих чертежей марки КМ. - М.:ЗАО «ЦНИИПСК им. Мельникова», 2004. - 40 с. Настоящий стандарт устанавливает состав и правила оформления в системе СПДС рабочих чертежей металлических конструкций марки КМ зданий и сооружений, всех отраслей промышленности и народного хозяйства, кроме чертежей, выполняемых в системе ЕСКД в соответствии с требованиями заказчика. Стандарт распространяется на стадии проектирования «Рабочий проект» и «Рабочая документация». Стандарт обязателен для подразделений, выполняющих проектные работы. СТО 02494680-0037-2004. Стандарт организации. Определение трудоемкости выполнения опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ по строительным металлоконструкциям и объектам специальной техники. - М.: ЗАО «ЦНИИПСК им. Мельникова», 2004. - 29 с. Настоящий стандарт устанавливает порядок и методы определения трудозатрат при выполнении всех видов работ по заказам, финансируемым из федерального бюджета, с учетом факторов сложности конструкции, их новизны, особенностей условий эксплуатации изделий и других факторов, влияющих на трудоемкость выполнения работ. Стандарт предназначен для использования при подготовке договоров (контрактов) на выполнение разработки и исследований в области строительных металлических конструкций, а также объектов специальной техники. СП 12-105-2003. Механизация строительства. Организация диагностирования строительных и дорожных машин. Часть 1. Общие требования. - Изд. офиц. - М.: Госстрой России, ГУП ЦПП, 2004. - 12 с. Целью Свода правил является улучшение использования технического ресурса строительных машин при снижении себестоимости строительно-монтажных работ. СП 50-101-2004. Проектирование и устройство оснований и фундаментов зданий и сооружений. - Изд. офиц.; Введ. впервые. - М., 2005. - 130 с. Настоящий Свод правил распространяется на основания и фундаменты вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений, возводимых в открытых котлованах. СП 53-102-2004. Общие правила проектирования стальных конструкций. - Изд. офиц.; Введ. 01.01.2005. - М.: ГУП ЦПП, 2005. - 132 с. Настоящий Свод правил распространяется на проектирование стальных конструкций зданий и сооружений различного назначения. Свод правил не распространяется на проектирование стальных конструкций мостов, тоннелей и труб под насыпями. Методические рекомендации по применению объемной георешетки типа «Геовеб» при сооружении автомобильных дорог в районах вечной мерзлоты Западной Сибири (для опытного строительства) /Казарновский В.Д. и др. - М.: ФГУП «Союздорнии», 2004. - 48 с. Настоящие Методические рекомендации предназначены для проектирования и строительства в условиях зоны вечной мерзлоты Западно-Сибирского региона опытных участков автомобильных дорог с применением в конструкциях дорожных одежд, элементах земляного полотна и защитных укреплений поверхности прилегающих территорий объемных георешеток типа «Геовеб». Справочник базовых цен на инженерные изыскания для строительства. Инженерно-геодезические изыскания (цены приведены к базисному уровню на 01.01.2001 г.) Госстрой России. - М.: ПНИИИС, 2004. - 134 с. Справочник разработан для определения базовой стоимости инженерно-геодезических изысканий при формировании цен в договорах (контрактах). Федеральный сборник сметных цен на перевозки грузов для строительства. Часть I. Автомобильные перевозки. - М.: Госстрой России, 2004. - 93 с. Разработан в базисных ценах по состоянию на 1 января 2000 г. Предназначен для определения стоимости перевозки материалов, изделий и конструкций при определении стоимости строительства, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий, а также при капитальном и текущем ремонте зданий и сооружений. Веренько В.А. Новые материалы в дорожном строительстве: Учеб. пособие. - Минск: УП «Технопринт», 2004. - 170 с. В данном учебном пособии рассматриваются материалы, используемые для устройства конструктивных слоев дорожной одежды (покрытий и оснований). Владимирский С.Р. Механизация строительства мостов: Учебн. пособие: Изд. 2-е, перераб. и доп. - С.-Петербург: Изд-во ДНК, 2005. - 152 с. В пособии рассмотрены классификация мостостроительных машин, принципы комплексной механизации строительства, методы определения производительности комплектов и комплексов машин, порядок проектирования механизации работ в ПОС и ППР на строительство мостов. Приведены сведения об устройстве, типах и параметрах специальных машин для производства земляных работ, машин и оборудования для сооружения свайных фундаментов, специализированных грузоподъемных машин, а также транспортных средств, подъемно-транспортного оборудования и ручных машин для выполнения мостостроительных работ. Даны примеры технологических расчетов. Извлечение 1. КЛАССИФИКАЦИЯ МОСТОСТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН Строительными машинами называют все средства механизации ручного труда строителей, включая малое механическое оборудование и механизированный ручной инструмент. Широкое внедрение механизации позволяет существенно повысить производительность труда, ускорить строительство, снизить стоимость работ, улучшить качество продукции. Классификация строительных машин - это система, основанная на распределении их по совокупности признаков сходства, различия, взаимосвязей. Она делится на различные классификационные подразделения (уровни): классы, подклассы, группы, подгруппы, виды, подвиды, индексы. Разнообразные машины, которые используются на строительстве мостов, можно классифицировать по назначению следующим образом: - для земляных работ; - подъемно-транспортные; - буровые; - для свайных работ; - для бетонных и железобетонных работ; - для сварки металлоконструкций; - для гидроизоляционных работ; - отделочные; - специальное оборудование; - ручные машины (механизированный инструмент). Эта классификация охватывает средства механизации мостостроения. В нее не включены машины для заводского производства мостовых конструкций, а также специальные машины и оборудование, предназначенные для ремонта и разборки мостов. Машины для земляных работ. К этому классу относятся землеройные (одноковшовые экскаваторы) и землеройно-транспортные машины (бульдозеры), а также средства гидромеханизации земляных работ (землесосные снаряды, эрлифты, гидроэлеваторы). Подъемно-транспортные машины делятся на три подкласса: грузоподъемные машины; транспортирующие машины; машины для погрузочно-разгрузочных работ. В грузоподъемные машины включают две основные группы: краны и подъемники. Затем мы рассмотрим подгруппы, а также разновидности машин данной подгруппы, их назначение или конструктивные признаки. Краны делят на следующие подгруппы и виды: стреловые самоходные краны общего назначения (на автомобильном, пневмоколесном, гусеничном и железнодорожном ходу, на специальном шасси); башенные (приставные, самоподъемные и передвижные); козловые; портальные; жестконогие деррик-краны; краны плавучие (речные и морские портовые, специальные сборно-разборные, а также сухопутные, установленные на плавучих средствах); консольные; консольно-шлюзовые; кабельные краны; специальные монтажные агрегаты. В группу подъемников включают две подгруппы и такие виды: грузовые (ленточные фермоподъемники, устройства для выборки прогибов, домкратные установки, лебедки и др.) и пассажирские (устройства для подъема людей - лифты). К транспортирующим машинам относятся стационарные средства (горизонтальный и вертикальный трубопроводный транспорт), самоходные средства (автомобили, тракторы, тягачи, рельсовый транспорт, плавучие средства), средства горизонтального перемещения грузов (лебедки и домкраты). К числу машин для погрузочно-разгрузочных работ относят канатно-ковшовые устройства, разгрузчики, погрузчики и т.п., применяемые на соответствующих работах (разгрузка и перегрузка грузов с различных видов транспорта на железнодорожных станциях, причалах и т.п.; переработка и загрузка заполнителей на бетонных заводах и др.). Для буровых работ (для разбуривания скважин при устройстве буронабивных и буроопускных свай) в мостостроении используют полноповоротные самоходные машины, навесное оборудование на краны и экскаваторы или специальные агрегаты. Машины для свайных работ подразделяют на четыре подкласса: ударного, вибрационного, вдавливающего, вращательного действия. Рабочий орган, выполняющий свайную работу, подвешивают на поддерживающий его механизм (копер, кран, экскаватор, копер-кран и др.). К первому подклассу относятся механические, паровоздушные, гидро- и дизельные молоты. В состав второго входят вибропогружатели и машины комбинированного действия (последние относят и к первому, и ко второму подклассу, например, вибромолоты). Третий подкласс состоит из машин для статического вдавливания свай в грунт (при помощи гидравлических домкратов и др.). Четвертый подкласс составляют средства погружения винтовых свай (механические и электромеханические кабестаны). Машины для бетонных и железобетонных работ, используемые на стройках, делятся на арматурные станки, дозировочные, смесительные и бетоноукладочные машины. Бетоно- и растворосмесители по принципу действия можно разделить на смесители гравитационные и принудительного действия, машины циклического и непрерывного действия. Смесители гравитационные делят на стационарные (оборудование бетонных заводов) и передвижные (автобетоносмесители). Смесители принудительного действия могут быть роторными и противоточными. Бетоноукладочные машины подразделяются на бетоно- и растворонасосы (с механическим либо гидравлическим приводом); пневмонагнетатели; оборудование для уплотнения бетонной смеси (поверхностные и глубинные вибраторы); специальное оборудование для подводного бетонирования (с безвибрационной и вибрационной укладкой бетонной смеси). Машины для сварки металлоконструкций в условиях строительства используют при арматурных работах и на монтаже стальных и сталежелезобетонных пролетных строений. Это сварочные трансформаторы, машины для автоматической и полуавтоматической сварки. Класс машин для гидроизоляционных работ охватывает установки для приготовления смесей, автобитумовозы, автогудронаторы, машины для устройства гидроизоляции из рулонных материалов и другие. Отделочные машины применяют в основном для оштукатуривания и окраски поверхностей мостовых конструкций. К этому классу относят штукатурные агрегаты, машины для приготовления малярных составов, окрасочные агрегаты, краскораспылители, компрессоры и другое оборудование. Специальное оборудование применяется в отдельных технологических процессах. Из-за большого разнообразия видов его трудно классифицировать. К этому классу можно отнести: оборудование для водоотлива и водопонижения, для балластировки плавучих систем, домкраты для натяжения арматурных пучков «на бетон» и другие средства механизации. Ручные машины представляют собой пневматический механизированный инструмент (отбойные молотки, сверлильные и шлифовальные машинки, пневмогайковерты) и электрифицированный инструмент (электрические сверлильные и электрошлифовальные машины, инструмент для обработки деталей деревянных конструкций и др.). Существуют и другие классификации строительных машин по назначению. С одной из них можно ознакомиться в справочнике. С точки зрения воздействия машины на предмет труда различают технологические, транспортные и транспортно-технологические машины. По принципу действия обычно выделяют машины циклического (прерывного) и непрерывного действия. Машина циклического действия совершает определенную работу лишь за некоторый интервал времени - цикл. Машина непрерывного действия, как это следует из названия, производит продукцию потоком, непрерывно. Условия равенства и минимизации интервалов времени (циклов) для машин первого типа и условие непрерывности работы машин второго типа, естественно, соблюдаются лишь при непрерывной подаче предмета труда к рабочему органу машины с интенсивностью, не меньшей производительности машины. Большинство машин рассмотренных выше классов относятся к первому типу. Однако цикличность работы машины может быть вызвана не только принципом ее действия, но и тем, что машина используется в цикличном технологическом процессе либо взаимосвязью процессов. Например, при укладке бетонной смеси краном в бункерах происходит ярко выраженный цикличный процесс. При бесперебойной подаче смеси бетононасосом машина циклического действия работает в непрерывном режиме, но при подвозе смеси отдельными порциями работа бетононасоса приобретает циклический характер. Объемы земляных работ на строительстве мостов относительно небольшие (разработка грунта в котлованах опор, отсыпка временных земляных сооружений, планировка откосов конусов насыпей). Поэтому землеройные и землеройно-транспортные машины здесь не имеют широкого применения. Но в мостостроении используют специальные средства гидромеханизации для подводной разработки грунта. В мостах распространены свайные фундаменты, поэтому значительное внимание уделено машинам, предназначенным для выполнения этого вида работ: сваебойным, вибрационным, буровым. Елисеев А.А. Совершенствование системы планирования государственной поддержки развития дорожного хозяйства субъектов Российской Федерации: Автореф. дис. канд. техн. наук. - М.,2005. - 23 с. Целью данной работы является разработка методики определения приоритетности и обоснования размеров государственной финансовой поддержки, ежегодно выделяемой субъектам РФ из расходной части федерального бюджета на нужды дорожного хозяйства. Максименко К.Д. Применение нагретых фрикционных материалов при зимнем содержании автомобильных дорог: Автореф. дис. канд. техн. наук. - С-Пб., 2005. - 17 с. Целью работы является повышение безопасности дорожного движения в зимних условиях за счет развития и совершенствования методов борьбы с зимней скользкостью, основанного на использовании нагретых фрикционных материалов. Неразрушающий контроль и диагностика: Справочник / В.В. Клюев, Ф.Р. Соснин, А.В. Ковалев и др.; Под ред. В.В. Клюева. Изд. 3-е испр. и доп. - М.: Машиностроение, 2005. - 656 с. Рассмотрены основные методы неразрушающего контроля и диагностики: радиационные, магнитные, вихретоковые, электрические, оптические, вибрационные, акустические, комплексные системы качества продукции, методы и средства медицинской диагностики, промышленная рентгеновская вычислительная томография, системы технического зрения. Специальные главы посвящены методам и средствам экологической и антитеррористической диагностики. Даны рекомендации по выбору и применению методов и средств НК и Д, технические характеристики отечественных и зарубежных приборов, технология эксплуатации приборов, передвижные средства контроля загрязнения окружающей среды. Представлен материал по национальным и международным нормам и аттестации специалистов НК. Приведены система аттестации США и европейский стандарт по аттестации. Селиверстов В.А. Методы повышения устойчивости временных и вспомогательных мостовых сооружений от гидрологических воздействий: Автореф. дис. канд. техн. наук. - М., 2004. - 24 с Целью данной диссертационной работы является разработка методов, позволяющих повысить устойчивость временных и вспомогательных сооружений от опасных гидрологических воздействий при строительстве или реконструкции дорожно-мостовых объектов. Соловчук А.Б. Научные основы оценки транспортно-эксплуатационного состояния двухполосных автомобильных дорог по их потребительским свойствам: Автореф. дис. канд. техн. наук. - М., 2005. - 48 с. Целью исследования является разработка научных основ и метода оценки транспортно-эксплуатационного состояния дорог по скорости движения и рекомендации по повышению их потребительских свойств. Старостин С.Н. Новый учет ГСМ: нормы расхода топлив и смазочных материалов, нормы естественной убыли нефтепродуктов. - М.: МЦФЭР, 2005. - 208 с. Хромченко Ф.А. Справочное пособие электросварщика. - Изд. 2-е испр. - М.: Машиностроение, 2005. - 416 с. Справочное пособие составлено на основе новых требований органов технического надзора, изменений, внесенных в нормативно-техническую и производственно-технологическую документацию (государственные и отраслевые стандарты, технические условия) и накопленного положительного опыта в области дуговой сварки трубопроводов, металлоконструкций и чугуна, применения сварочного оборудования в различных отраслях промышленности, включая машиностроение. Книга состоит из шести глав и приложения, охватывающих различные аспекты производства сварочных работ, выполняемых дуговой сваркой как ручной, так и механизированной и автоматизированной, в число которых входят: характеристика сварочных материалов - электродов проволоки, флюсов, защитных газов; характеристика автоматов и полуавтоматов; технология сварки трубопроводов и металлоконструкций; особенности сварки чугуна; контроль качества сварки. |
|
|
|
Copyright В© 2008-2024, |